Картотека упражнений для детей с ОВЗ по развитию навыков распознавания эмоций и регуляции эмоциональной сферы

Учитель: Егорова Эльвира Башировна
МБОУ «Пушкинская школа - интернат для обучающихся с ОВЗ» г. Пушкино, Московская область.

                         Уважаемые коллеги!

Мастер-класс адресован педагогам, занимающимся обучением и воспитанием детей с ОВЗ. Надеюсь, что предложенные мной материалы по развитию навыков распознавания эмоций и регуляции эмоциональной сферы пригодятся Вам в Вашем нелегком труде.

                                       Пояснительная записка

  Понимание своих и чужих эмоций, умение управлять ими необходимо любому человеку.

  Способность понимать эмоции означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.[3]

    
       Для детей с ОВЗ, характерен низкий уровень осознания своих и чужих эмоций, регуляции эмоциональной сферы, у них часто наблюдается эмоциональная лабильность и аффективные нарушения. По этой причине их социализация часто бывает затруднена.

        Развитие навыков распознавания эмоций и регуляции эмоциональной сферы, является одним из основных условий успешной социализации в обществе, поэтому «особым» деткам развитие этих навыков крайне необходимо.

            Картотека упражнений по развитию навыков распознавания эмоций и регуляции эмоциональной сферы

         Для развития навыков распознавания эмоций нами была создана картотека упражнений и игр, которые мы регулярно использовали на уроках и занятиях. В картотеке упражнения разделены на 3 блока:

  •  Первый блок – игры-разминки. Представленные здесь упражнения, игры создают безопасное пространство общения, условия для самовыражения.
  • Второй блок – релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
  • Третий блок: упражнения – этюды.
    Упражнения третьего блока направлены на развитие навыков дифференциации и категоризации эмоциональных состояний.

В картотеке использованы разминки, игры, упражнения из следующих источников:
1)Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет» (Ярославль, 2006г.),
2)Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально - волевого развития детей 4-5 летнего возраста» (Санкт-Петербург, 2011г.);
3)Чистякова М.И. «Психогимнастика» (Москва, 1990г).
       

Материалы картотеки (игры, упражнения, этюды) даны в Приложение 1

Программа по развитию навыков распознавания эмоций, в которой использованы упражнения из картотеки размещена в Приложение 2

Программу можно реализовывать на внеурочных занятиях. 

                                  Методические рекомендации:

 

 1.Упражнения и этюды можно использовать в качестве структурного компонента урока, а также можно скомбинировать из заданий разных блоков отдельный полноценный урок-занятие.

 2.Необходимо закреплять полученные навыки в повседневной жизни, предметно-практической деятельности.
3.Упражнения необходимо проводить в игровой форме в непринужденной обстановке, что способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, лучшему усвоению материала.

 

 Мы на протяжении года использовали данные упражнения в качестве структурных компонентов уроков по ритмике, СБО, физкультуре, на внеурочных занятиях, закрепляли полученные навыки в повседневной деятельности.          

Наши дети научились понимать эмоциональные состояния, отношения детей между собой стали более ровными, адекватными, что положительно сказалось на микроклимате в коллективе.

                       Список литературы

 1. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет/ Карелина И.О.- Ярославль, Академия развития, 2006.
2. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны: Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет/ Крылова Т.А., Сумарокова А.Г.– СПб, Речь, 2011.
3. Социальный интеллект: теория, измерения, исследования/ / под ред. Д.Б. Люсина, Б.В. Ушакова. – М., Институт психологии РАН, 2004.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Чистякова М.И. //под ред. М.И. Буянова – М., Просвещение, 1990.

  рецензия copy copy copy

 

 

 

 

 

 

 

                            

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
25.01.2018
22:56
Остроумова Елена Антоновна
Спасибо, Эльвира Башировна. Очень интересно.
ответить