МАТЕМАТИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Логинова Татьяна Витальевна

учитель математики I категории

МБОУ "Ильинская основная школа"

(Нижегородская обл.)

 

 

Уважаемые коллеги!

Предложенный Вашему вниманию мастер-класс поможет педагогу посредством внеурочной деятельности возбудить интерес ребенка к предмету, мотивировать его на дополнительные занятия математикой. Буду рада, если мой опыт окажется кому-то полезным.

Пояснительная записка.

   Согласно требованиям ФГОС современная школа должна сформировать у выпускника ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Это один из личностных результатов, закрепленных в Федеральном государственном стандарте. В предметных результатах также прописано требование сформировать представления о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Кроме уроков математики достижению поставленной цели способствует и внеклассная работа по предмету, которая является неотъемлемой частью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
   Справедливости ради надо сказать, что и до внедрения ФГОС внеклассная работа в школе велась, поэтому учителями накоплен богатый опыт. Вместе с новыми веяниями она обогатилась новыми формами и новыми подходами, чем и хотелось бы поделиться с коллегами.
   Цель мастер-класса: обобщить опыт внеклассной работы по математике в свете его применения во внеурочной деятельности.

 Методический материал.

    Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.

Можно выделить три вида внеклассной работы:

1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
2. Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.             Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся, то это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера. 

     Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так, например:
  • развитие и углубление знаний по программному материалу;
  • привитие им навыков исследовательской работы;
  • воспитание культуры математического мышления;
  • развитие представлений о практическом применении математики;
     Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интереса к математике в соответствии с возможностями этой группы учащихся.
Формы внеклассной работы:
  • Математический кружок. 
  • Факультатив. 
  • Турниры, конкурсы, викторины. 
  • Математические олимпиады. 
  • Математические дискуссии. 
  • Неделя математики. 
  • Школьная и классная математическая печать. 
  • Изготовление математических моделей. 
  • Математические экскурсии.
  • Проектная деятельность по математике.
  • Исследовательская деятельность по математике.
  • Общественный смотр знаний.
  • Научно-практические конференции.
      В Ильинской школе в течение многих лет в той или иной мере используются практически все формы работы. Самой яркой и привлекательной из них является неделя математики. Одной из важнейших целей проведения предметной недели математики является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах и к осмысленной работе на уроках. У учащихся имеется желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.
Чтобы ещё более заинтересовать обучающихся, несколько лет назад в школе была разработана акция “Призвание” в номинации “Математика”, которая уже оправдала себя. Идея состоит в том, чтобы оценивать обучающегося на протяжении всего (или почти всего) учебного года. В школе ведётся мониторинг акции “Призвание”, который вывешивается на всеобщее обозрение.(Приложение 1)  Участие в кружках, ИГЗ, факультативах – заявка на участие в акции. Кроме этого, любое проявление интереса к математике также поощряется математическими акциями разного достоинства по следующим этапам:
  •  Участие в кружках, ИГЗ, факультативах.
  • Четвертная оценка, переведённая в «акции».
  • Участие в школьной олимпиаде.
  • Участие в районной олимпиаде.
  • Проведение открытого урока в дни самоуправления.
  • Проведение или участие во внеклассных мероприятиях.
  • Участие в дистанционных, заочных турнирах, олимпиадах, конкурсах.
  • Участие в научно-практических конференциях.
  • Математический турнир среди победителей акции младшего, среднего, старшего звеньев.
         Акции имеют разные достоинства. На обратной стороне каждой акции задание – нарисовать рисунок не отрывая карандаш от бумаги. (Приложение 5)
    Начисление акций:
    Четвертная оценка:
    “3” – 1 балл,
    “4” – 2 балла,
    “5” – 3 балла,
    За участие в мероприятии – 1 балл,
    За победу – 2 балла,
    Активные зрители – 2 балла.
    Викторина и олимпиада по схеме:
 % выполнения  1-5  6-10  11-15  16-20  21-25  26-30  31-35 36-40 41-45 46-50
 баллы 2  3  4  5 8 9 10
 % выполнения  51-55  56-60  61-65  65-70  71-75  76-80  81-85 86-90 91-95 96-100
 баллы  11  12  13  14  15  16  17 18 19 20

 

Викторина вывешивается в специальном месте сроком на 1 неделю в рамках недели математики. (Приложение 2)
На мой взгляд, одним из наиболее захватывающих мероприятий был “Морской бой” между командами старшеклассников и учителей. Ярко и познавательно прошла “Математическая гостиная” для учащихся младших классов. (Приложение 6) (Приложение 7) Старшеклассники приняли активное участие в конкурсе презентаций о великих математиках. Эффективно проходят смотры знаний с родителями. Это своего рода экзамен по одной теме (как правило, по геометрии). Ученик выбирает билет, на котором 2 теоретических вопроса и две задачи на готовых чертежах. На «5» достаточно верно ответить на вопросы теории и решить одну задачу, вторую – на дополнительную оценку. Решение задачи показывается на экране с помощью инструмента «карандаш» в презентации (Приложение 4, Приложение 4.1). Вопросы теории из листа контроля, с которым учащиеся знакомятся заранее (Приложение 4.2). Родители наблюдают, выставляют оценки в оценочном листе. (При желании можно предложить родителям самостоятельно ответить на какой-то из билетов)
Уже несколько лет весной в школе проходят научно-практические конференции, на которых учащиеся школы делятся результатами учебных проектов. Лучшие работы направляются на районную конференцию.(Приложение 8), (Приложение 9)
По итогам недели математики и других внеклассных мероприятий выявляются победители по сумме баллов в каждой группе учащихся: 1–4 кл, 5–7 кл, 8–9 кл, 10–11 кл. Победители встречаются на последнем этапе. Последний этап проводится весной и выявляет лучшего математика школы в текущем учебном году. Проходит этот этап в виде математического турнира для четырёх участников. Для каждого из них приготовлены задания (Приложение 3) Турнир длится 1 час. Итоги подводятся по количеству правильно решённых задач.
Кроме основной премии “Лучший математик” предусмотрены и поощрительные:
1. Математический Огонёк
(за умение зажечь своим интересом других)
2. Юный Педагог-математик
(за умение передать свои знания другим)
3. Математический Почемучка
(за огромное желание познать неизвестное)
Победители получают дипломы разного достоинства и памятные подарки. (Приложение 5)

Методические рекомендации по работе с материалами.

Представленные материалы будут полезны, прежде всего, начинающим педагогам. Но и коллеги со стажем могут найти интересные идеи. Молодые коллеги могут посмотреть, с чего начать. Для опытных коллег будет полезным взгляд на свою работу под другим углом. Следует отметить, что в больших школах отслеживать успехи каждого ученика в течение всего учебного года, вероятно, затруднительно, в небольших сельских – значительно легче. Однако, именно, мониторинг достижений является составной частью системы оценивания достижения планируемых результатов, согласно ФГОС.

В приложениях собраны примеры, которые помогут составить самостоятельно материал для подобной работы. Так, в Приложении 7 представлены фотографии, где можно посмотреть примерное оформление и костюмы участникоа математической гостиной; в приложениях 4, 4.1, 4.2 - материал для смотра знаний маленького класса восьмиклассников - всего для 10 учеников. А дальше - Ваше творчество. Но и с этим запасом материалов можно интересно организовать внеурочную деятельность по математике.
Используемые источники информации.
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
3. http://открытыйурок.рф/

Скан-копия рецензии

Коллеги!

Желаю творческих успехов, пытливых и благодарных учеников!

Готова ответить на интересующие Вас вопросы.

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
03.12.2017
21:01
Битюкова Галина Анатольевна
Татьяна Витальевна, спасибо за предоставленные материалы. Видно, что внеурочная работа в вашей школе разнообразна и интересна. Продуманы формы поощрения активных участников данного процесса. Спасибо за творчество.
ответить
04.12.2017
23:56
Логинова Татьяна Витальевна
Спасибо, Галина Анатольевна, за добрые слова. Желаю Вам творческих успехов.
27.11.2017
00:05
Логинова Татьяна Витальевна
Альбина Витальевна, спасибо за отзыв. Рада, что материал оказался Вам полезен.
ответить
27.11.2017
00:01
Чижова Альбина Витальевна
Я не математик, но некоторые методы мне понравились.Немного переработав, я могу использовать их для проведения внеурочных мероприятий в другой деятельности.
ответить