"Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники"

Иванова Анна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №37. Высшая квалификационная категория.

Уважаемые коллеги!

        Актуальность выбранной темы заключается в том, что современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Что же делать? Как в легкой и доступной форме преподнести материал для запоминания? Этому способствуют приемы мнемотехники. 

 Я рада  приветствовать всех на своем мастер - классе. Надеюсь, что мой материал  будет полезен коллегам. 

 

  Пояснительная записка

 

 Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений, т.е. память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Учителю необходимо построить процесс обучения так, чтобы добиться от учащихся максимального запоминания материала и его наиболее точного воспроизведения, а это возможно лишь тогда, когда психологические процессы приобретают произвольный характер.
Процесс развития памяти у детей будет протекать успешно, если учитель и родители будут строить его, учитывая индивидуальные особенности конкретного ребёнка; пользуясь рекомендациями, использовать различные приёмы, способствующие хорошему запоминанию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам в работе по развитию памяти и связной речи детей.
В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика работы по мнемотаблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о методике работы по мнемотаблицам;
- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей, педагогов методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

 

 Методический и дидактический материал

 

      Цель мастер-класса: ознакомить педагогов с одним из методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.
     Задачи:
• раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
• показать примеры практического использования мнемотаблиц.

 

 Скоро Новый год. Я Вам предлагаю прослушать текст, запомнить, какого цвета игрушки на елке. Мы начинаем. Будьте внимательны.
1. «Что какого цвета?»
Для работы вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши.

 

                                                                    Как мы наряжали елочку
"Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие коричневые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой".

 

 Раскрасьте елочные украшения в соответствии с описанием.
А теперь посмотрите, что у нас получилось.
Проверка: по слайдам, на отдельных слайдах поэтапно раскрашена елка

 

 Презентация (слайд 6, слайд 7, слайд 8)
         Итак, время для украшения елки истекло.

 

 Поднимите, пожалуйста, красную карточку, если у вас что-то получилось не так.
Зеленую карточку, если вы раскрасили все правильно.
Чтобы выполнить данное задание без ошибок, нам взрослым пришлось сконцентрировать внимание усилием воли и напрячь память.
          Мы, взрослые, не всегда можем в полном объеме запомнить необходимую информацию. Какова же способность к запоминанию у наших учеников?
          Как организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок ушел с уроков, запомнив как можно больше информации.

Одной из важнейших проблем является неспособность детей к запоминанию. Поэтому я определила основное направление своей работы с детьми: "Развитие памяти детей через использование мнемотехник».
С помощью элементов занимательности и неожиданности формирую у детей прочные знания и умения, направленные на развитие орфографических и вычислительных навыков, тем самым снимаю усталость и напряжение при запоминании материала.
          Для развития и тренировки памяти использую развивающие упражнения и игры, которые способствуют увеличению объема памяти.
           Развитие памяти у младших школьников является одной из актуальных проблем.
                                                       

 

                                                                "Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю".

 

                                                                                                                                                                    Конфуций.

 

                   Память – это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Младший школьный возраст – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 

 Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

 

 Презентация (слайд 9)

  • К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
    Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей младшего школьного возраста.
    Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники.
     Существует много приёмов мнемотехники, но приемлемыми для младших школьников являются следующие:
    1. группировка;
    2. классификация;
    3. ассоциации;
    4. пиктограммы;
    5. коллажи
    6. поиск опорного пункта; схематизация;
    7. достраивание материала; структурирование материала.
  • Презентация (слайд 10-16)

 

         Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал.
        В сфере развития познавательных УУД учащиеся учатся использовать знаково-символические средства, овладевают действиями моделирования, широким спектром логических действий и операций.
         Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.
         На уроках литературного чтения использую мнемотаблицы.
Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Маша и медведь».

 

 Презентация (слайд 20)

 

 Этапы работы с мнемотаблицами

1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, например: девочка, Машенька; ёлочка, лес; прямоугольник, кузовок и т. д.

 

 3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. Например: «Жила – была девочка и пошла она в лес за шишками, да и заблудилась, и пришла к домику, где жил медведь. Пригласил он Машу погостить у себя в домике. Вот Маша испекла пирожки и просит Мишку отнести их дедушке и бабушке, а сама забралась в короб и молчит. Идёт Мишка по лесу, хочет сесть на пенёк съесть пирожок, а Маша из короба отвечает: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке и дедушке» Пришёл медведь в деревню, испугался собак, оставил короб, да и в лес убежал, а Маша вернулась к бабушке и дедушке ».  При этом пересказывают сказку сами дети, прибегая к незначительной моей помощи (на более поздних этапах, или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).

 

4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка? »

 

     Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.

 

      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений Презентация (слайд 22)

 

      Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

 

        На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

 

        Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.

 

         Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок успешно воспроизводит рифмы.

 

         Также эффективно можно использую мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

 

 Презентация (слайд 23)

 

 Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.

 

 Методические рекомендации по развитию памяти  младших школьников средствами мнемотехники

Таким образом, использование методов мнемотехники:
• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
• развивает творческое познание детей.

 

 

 

        Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности младших школьников, его творческое познание.
        Таким образом, метод использования мнемотехники на уроках в начальной школе оказался весьма эффективным средством формирования не только правильной связной речи учащихся младших школьников, но и основных УУД, которые являются необходимым фактором успешного обучения в условиях новых ФГОС.
        Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

 

 

 

        Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.

 

 

 

рецензия на мастер класс Ивановой А. И СОШ 37 copy

 

 

 

Уважаемые педагоги, данный материал облегчит Вашу деятельность в работе с младшими школьниками. Буду признательна, если Вас заинтересует представленный материал.

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
06.12.2017
12:47
Киле Динара Касымхановна
Анна Ивановна, молодец! Да, действительно ваш материал очень полезен, спасибо. В начальных классах развитие памяти у детей отдельная тема. Ваш метод эффективен. Вспомнила, когда посетила мастер-класс. Успехов Вам.
ответить
18.11.2017
17:15
Потапова Ирина Александровна
Очень интересный материал. Я учитель 5-11 классов. Сталкиваюсь с тем, что дети плохо запоминают на слух номер домашней работы. Думаю, ваш мастер - класс будет полезен в работе. Спасибо
ответить
29.11.2017
19:57
Иванова Анна Ивановна
Уважаемые коллеги! Спасибо за положительные отзывы о моей работе. Я очень рада, что Вы смогли найти "изюминки" и будете широко использовать их в своей работе. Желаю всем Вам творческих успехов и талантливых учеников!
17.11.2017
05:39
Аджар Елена Владимировна
Уважаемая Анна Ивановна! Ваш методика мнемотехники, описанная столь подробно, с научным обоснованием и практическими примерами, меня крайне заинтересовала. Я вижу применение мнемотехники не только для развития устной речи у детей, но и в преподавании иностранного языка, особенно в лицеях и колледжах, в которых учатся дети с низкой успеваемостью. Я, как преподаватель иностранного языка, широко практикую метод обучения с помощью картинок, но о существовании специальной техники узнала только из вашего мастер-класса, за что Вам признательна. Спасибо за обмен опытом. Возьму ваши наблюдения в педагогический арсенал и сошлюсь на ваши разработки в своей аналитической справке для аттестации.
ответить
15.11.2017
21:00
Смирнова Эльвира Худаёровна
Мастер-класс подготовлен очень интересно, требуется большая подготовка учителя. Буду использовать приемы мнемотехники в своей работе. Спасибо.
ответить
03.12.2017
09:10
Галкина Ирина Анатольевна
Уважаемая Анна Ивановна! Вы предоставили очень интересный методический материал. Действительно, работа над развитием памяти у детей, может организовываться таким интересным игровым способом. Коллеги увидели полезность этого материала в преломлении собственного опыта. Я не исключение. Я вижу, что этот материал будет полезен на уроках чтения, литературы, а также в индивидуальной работе с детьми, в том числе на психологических консультациях. О мнемотехнике слышу впервые, в ней привлекает внимание то, что она построена с учетом особенностей детской психологии, и в этой связи я думаю, что она очень эффективна. Спасибо огромное.