Мастер - класс "Организация методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников"

Меня зовут Мельникова Екатерина Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с №21 "Теремок" г.Павлово

 

Представляю вашему вниманию мастер-класс

"Организация методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников"

 

Актуальность поднимаемой проблемы состоит в том, что экологическое образование и воспитание детей – это очень важный вопрос в настоящее время: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих индивидов могут вывести человечество и планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают в настоящее время.


Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития детей – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством педагогов, которые обладают экологической культурой, оно оказывает сильное влияние на их чувства, ум, волю.
Основу содержания деятельности воспитанников детского сада составляют те умения и знания, которые формируются у детей в ходе знакомства с окружающим миром, в частности с природой. Ознакомление с природой – это одно из важных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста. Оно происходит в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы.
Чтобы уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить дошкольников в мир новых открытий педагогам необходимо использовать такой объект как метеостанция. С ее помощью у воспитанников детского сада развиваются умения делать выводы, обобщать, наблюдать– все это необходимо для общего развития детей.


Цель : формирование у педагогов умений осуществлять интегративный подход
в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию в процессе работы на метеостанции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
- Определение уровня педагогической компетентности педагогов в реализации интегративного подхода к работе с детьми старшего дошкольного возраста на метеостанции
- Подбор эффективных методов и приемов работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности на дифференцированной основе.
- Совершенствование воспитательно-образовательного процесса на основе использования в практике работы с детьми интегративного подхода к работе с детьми старшего дошкольного возраста на метеостанции

Для эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе работы на метеостанции необходима подготовленность педагогов к решению данной проблемы, которая предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности.
Для начала нужно изготовить технологическую карту работы с педагогами, которая определяется следующим содержанием
1. Подбор методической литературы по данному вопросу
2. Консультации для педагогов «Метеоплощадка – что это?»
3. Организация объекта «Наша метеостанция»
4. Разработка перспективного планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста на метеоплощадке
5. Разработка картотеки дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений в процессе работы на метеостанции


С целью оказания помощи молодым педагогам в повышении их профессиональной компетентности возникает необходимость в проведении таких форм работы как:

-мини-лекции,

-консультации,

- изучение методической литературы


На первом этапе мы составляем картотеку литературы по теме. Она дает возможность педагогам понять теоретические основы экологического воспитания детей.


На втором этапе проводим консультацию для педагогов «Метеоплощадка – что это?». Данная консультация помогает понять воспитателям, что такое метеостанция и для чего она нужна. В ходе данной консультации педагогов необходимо привести к выводу о том, что нам необходимо создать объект «Наша метеостанция».


После чего необходимо познакомить воспитателей с объектами, которые мы можем на ней разместить:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Термометр - для изменения температуры воздуха.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер - служит ля измерения количества осадков.
Солнечные часы – служат для определения времени.
Ветряной рукав – служит для определения силы ветра.


Затем распределяем, кто за какой объект будет отвечать. Выбираем место, где разместиться наша метеостанция. Когда объекты будут готовы, устанавливаем их на нашей площадке. Таким образом, у нас появится объект «Наша метеостанция».
Для того, чтобы педагогам было удобно планировать свою работу с детьми на метеостанции, необходимо было разработать перспективное планирование с детьми старшего дошкольного возраста.

Данный перспективный план разрабатывается на учебный год: с октября по август. Он включает в себя следующие темы:
1. «Экскурсия на метеоплощадку». Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.
2. «Чем измерить скорость ветра?». Цель: Познакомить детей с анемометром, с определением скорости ветра.
3. «Что такое дождеметр?». Цель: Познакомить детей с дождемером, научить работать с дождемером.
4. «Изготовление анемометра». Цель: Учить детей изготавливать анемометр
5. «Какие бывают термометры?». Цель: Уточнить представления о термометре (водный, почвенный термометр)
6. «Что такое барометр». Цель: Познакомить детей с барометром, учить работать с ним.
7. «Организация систематического наблюдения на площадке». Цель: Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование наблюдений и результатов.
8. «Изготовление флюгера». Цель: Учить изготавливать флюгер
9. «Что такое компас». Цель: Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом.
10. «Работа на метеоплощадке». Цель: Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования.

Перспективное планирование предполагает использование самых различных форм организации детей: это и экскурсии, и ручной труд, и наблюдения, а также игровые упражнения, дидактические игры, беседы и т.д.
Аналогично разрабатывается картотека дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции.

Данная картотека может быть использована педагогами в организации работы с детьми на метеоплощадке.
Она включает в себя разнообразные игры такие, как «Назовите погодное явление», «Прогноз погоды», «Термометр – умный прибор», «Ходят капельки по кругу», «Бюро прогнозов» и т.д.

Данная работа позволяет осуществить реализацию принципа интеграции образовательного процесса по пяти образовательным областям:

Физическое развитие Организация педагогами подвижных игр, способствующих развитию у детей физических качеств
Социально-коммуникативное развитие организация педагогами условий для творческого использования детьми полученных знаний (сюжетные игры) 
познавательное развитие использование педагогами объектов метеоплощадки для расширения знаний о явлениях природы, о влиянии природных объектов на живую и неживую природу, наблюдения за чистотой осадков
речевое развитие обогащение словарного запаса детей за счет введения в него новых слов: названия объектов, заучивание потешек и т.д.
художественно-эстетическое развитие использование педагогами НОД по изобразительной деятельности для пополнения альбомов "Погода", "Времена года"

 

Данная работа позволит:

1)обеспечить систему организации работы педагогов по экологическому воспитанию старших дошкольников в процессе работы на метеостанции
2) повышение интереса детей к посещению объекта «Наша метеостанция».

Разработанные  перспективный план работы и картотеки дидактических игр позволяют систематизировать работу педагогов ДОУ, которые будут их использовать в своей работе.

Я считаю, что данный материал поможет педагогам организовать образовательный процесс в форме увлекательной, совместной партнерской деятельности с детьми, которая будет способствовать их разностороннему развитию.

Перспективный план на метеостанции с детьми старшего дошкольного возраста

Данный мастер-класс позволяет достичь следующих эффектов:
- у педагогов ДОУ наметилось повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам экологического воспитания дошкольников в процессе работы на метеостанции. Педагоги стали чаще посещать данный объект совместно с детьми, что говорит об их заинтересованности данной темой работы.
- повышения качества построения образовательного процесса по экологическому воспитанию в процессе работы на метеостанции
- вовлечение родителей в образовательный процесс

 

рецензия

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
11.12.2017
00:15
Пономарёва Светлана Викторовна
Екатерина Александровна! Доброго времени суток!!! Считаю, что Ваш мастер-класс позволяет не только развивать элементарные экологические представления у старших дошкольников, учит наблюдать, делать выводы, находить взаимосвязи между объектами природы, но и служит инструментом для активной исследовательской деятельности детей. Также очень значимым в вашей работе, считаю повышение профессиональной компетентности педагогов. Так как часто при внедрении новой идеи, технологии педагоги недостаточно осведомлены, нововедение ими до конца не понято, что мешает получить задуманный результат, достичь поставленной цели. Так как мы тоже хотим приобретать организовать метеостанцию на территории нашей дошкольной организации, хотелось бы узнать о возможностях ее работы в зимнее время?
ответить
11.12.2017
01:43
Мельникова Екатерина Александровна
Здравствуйте!Очень рада, что вас заинтересовала данная тема! Наша метеостанция продолжает функционировать и в зимнее время: дети ежедневно проверяют температуру воздуха, выставляют на экране осадки и погоду, также проверяют направление ветра, количество выпавших осадков и их чистоту. Единственное приходится убирать солнечные часы на время зимнего периода. А все остальное по плану: наблюдения, игры и прочее.
03.12.2017
14:15
Галкина Ирина Анатольевна
Екатерина Александровна, вы создали прекрасную игру для детей. Обычно они не очень любят заполнять дневник наблюдений за природными явлениями. Через ваш инструментарий, через научно-практическую деятельность, через возможность реально увидеть то, что скрыто от человеческого глаза, они смогут неформально, вполне реально наблюдать за происходящими явлениями. Дети будут формировать научное мышление, научатся классифицировать информацию, презентовать свой серьезный научный опыт. Целенаправленная работа в Вашем проекте разовьет целый ряд компетенций, поможет увидеть окружающий мир в других, более ярких красках. Кстати, участие в подобного рода мероприятиях полезно и детям более старшего возраста.
ответить
06.12.2017
00:09
Мельникова Екатерина Александровна
спасибо большое, рада что вас заинтересовало
03.12.2017
09:37
Битюкова Галина Анатольевна
Екатерина Александровна, большое спасибо за Ваш методический материал. Очень важно ребенку познавать окружающий мир используя все анализаторы. Непосредственное наблюдение за изменениями в природе окажет положительное влияние на развитие ребенка. В помощь педагогам может придти также современное лабораторное оборудование. Например Лаб-диск. Это может разнообразить приемы работы с дошкольниками. Ваш материал будет очень полезен для педагогов. А все остальное - дело творчества. Спасибо!
ответить
06.12.2017
00:10
Мельникова Екатерина Александровна
Большое спасибо за совет, рассмотрю такой вариант (лабораторное оборудование)
01.12.2017
23:18
Лисовская Татьяна Ивановна
Здравствуйте, Екатерина Александровна! Большое спасибо за Мастер-класс! Я с вами полностью согласна, что правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством педагогов экологическое воспитание, имеет большое значение в личностном развитии детей. В своей разработке Вы представили очень интересный метод погружения дошкольников в мир новых открытий – использование объекта «метеостанция». Мне очень понравилась ваша идея. Совместная деятельность педагогов и детей на метеостанции действительно будет способствовать развитию умений наблюдать, делать выводы, обобщать, что очень важно для их развития.
ответить
06.12.2017
00:11
Мельникова Екатерина Александровна
Большое спасибо, очень рада что вам заинтересовал мой опыт