Эффектное и эффективное начало урока, основанное на методическом приеме "Учебный прогноз"

 

Здравствуйте, меня зовут Галкина Ирина Анатольевна.

32 года я работаю в одной школе МКОУ "Тегульдетская СОШ". Я учитель русского языка и литературы высшей категории, в 2013 году стала победителем проекта на получение денежного поощрения лучшими учителями

Рада познакомиться с вами, дорогие коллеги. На станицах мастер-класса представляю материалы, которые, надеюсь, вам будут  полезны и интересны. 

Я познакомлю вас   с универсальным приемом "Учебный прогноз", который пришел к нам из технологии РКМЧП ("Развитие критического мышления через чтение и письмо"). На страницах мастер-класса вы найдете разные варианты применения  этого приема. 

  Почему прогнозированию учить необходимо

 
Прогнозирование – неотъемлемый компонент любого вида деятельности человека. Формулирование даже минимальных целей в жизни – это уже процесс прогнозирования, потому что цель – это устремленность в будущее, основанное на актуальном настоящем. Процесс прогнозирования основан на выдвижении и осмысливании гипотез, которые представляют собой некое предположение об определенных связях в разных областях знаний.

   Одним из основных требований ФГОС выступает овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые служат основой для формирования ключевых компетенций, которые, в свою очередь, являются основой современного образования и существования. На современных уроках ребенок должен иметь возможность учиться самостоятельно, он должен овладеть новыми способами получения знаний, научиться планировать деятельность, организовывать ее, предвосхищать и представлять результат. Таким образом, прогнозирование – это необходимое умение школьника, это его метапредметный результат.

   Технология РКМЧП в свое время предложила несколько приемов, которые учат умению прогнозировать.

 Среди них:

   1. Верные и неверные утверждения

   В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.

   2. Учебный мозговой штурм

   Обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

   Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

   Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

   Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.

   3. Чтение с остановками

   Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?».

  4. Дерево предсказаний

   На доске рисуется силуэт дерева: ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).

   На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.

   5. Игра «Как вы думаете?» («обучение сообща»)

   Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле,  где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.
    Психолог И.И. Ветров пишет: «Способность просчитывать ситуацию у каждого человека развита далеко не одинаково. То есть это способность, как к тактическому, так и стратегическому интеллекту. И те люди, у которых эта способность развита очень сильно, которые являются гениальными в этом смысле, они могут действовать как гроссмейстеры в шахматах. Они просчитывают на много ходов вперед, и когда с ними начинает играть какой-то противник, они по его ходам могут понять заранее тактику ведения игры».

  Методическая разработка урока «Противоречия Афанасия Фета» (10 класс)

 

 

рецензия

  

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
05.02.2018
20:48
Макарова Наталья Куприяновна
Ирина Анатольевна! Я с вами согласна, эти приёмы учат прогнозированию. Я знакома с технологией РКМЧП и использую ряд её приёмов, которыми способны овладеть дети начальных классов. Впервые увидела объединение нескольких приёмов в одно целое - "Учебный прогноз". Очень интересна игра "Как вы думаете?". Обязательно попробую в неё поиграть со своими детьми.
ответить
01.02.2018
20:21
Галкина Ирина Анатольевна
Наталья Николаевна, огромное спасибо
ответить
25.01.2018
02:18
Белкина Наталья Николаевна
Уважаемая Ирина Анатольевна! С большим интересом просмотрела Ваш мастер- класс. Я согласна с Вами в том, что необходимо учить детей прогнозировать. Дети должны уметь выдвигать свои гипотезы и осмысливать их. Приведенные приемы ТРКМ ,действительно, повышают эффективность начала урока. Я в своей практике люблю применять на уроках прием"Верные и неверные утверждения", детям нравятся такие задания, они любят обосновывать свой выбор и оценивать результат.
ответить