Проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся

Белкина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Новохопёрская СОШ№91».

Первая квалификационная категория

Уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию мой опыт работы по проектной деятельности в средних классах,где Вы можете познакомиться с работами учащихся. Буду рада, если данные материалы будут полезны.

 

Пояснительная записка

С введением ФГОС ООО   в нашей школе обязательным для каждого ученика стало его участие в проектной деятельности. Учащиеся должны самостоятельно под руководством учителя-предметника подготовить проект по выбранному, на его усмотрение, предмету. Данный вид деятельности в настоящее время является самым распространенным и актуальным в обучениии

Что такое проект?Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - проявление творчества учащихся.Выполняя данный вид работы, учащиеся должны показать свою самостоятельность, которую нужно начинать формировать ещё в начальной школе и в большой степени проявлять с взрослением. Задача преподавателя – научить ребенка приобретать знания и применять эти знания на практике, создав все условия, при которых и обеспечивалась бы возможность активной творческой деятельности каждого ребенка в процессе обучения. На каждом этапе выполнения проекта учителю и учащимся отводится определенная роль. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется, но суть ее заключается в выполнении роли координатора, помощника, наблюдателя, консультанта, а также на заключительном этапе учитель осуществляет контроль выполнения проектной работы и оценивает ее вместе с участниками проекта. Что же касается учащихся, то здесь открывается огромное поле для самостоятельной деятельности на всех этапах работы. Родители тоже принимают участие в проекте – это поддержка мотивации и обеспеченности самостоятельности учащихся.

Ребята, выполняя свои проекты, стараются включить элементы творческого подхода, где они могут проявить своё мастерство во время публичной презентации проекта. Это можно показать в инсценировке,в исполнении художественных и музыкальных произведений, в показе фрагмента  обряда(Масленица), а также отобразить в продуктах реализованных ими проектов в виде прикладного творчества. Продукты работ учащихся различные: сделанная своими руками книжка-малышка, составленный и оформленный этимологический словарь имен и фамилий друзей, созданный буклет и глоссарий. Данные продукты деятельности, созданные детьми - это и есть проявление их творчество.

Методические и дидактические материалы

Вашему вниманию предложены индивидуальные проекты по русскому языку и литературе:

  1. «Жаргонизмы в речи учеников»- 6б, Ельчанинов Егор.
  2. «Фразеологизмы в речи учеников»- 6б, Петров Никита.
  3. «Этимология имен и фамилий моих друзей»- 6б, Смишко Анастасия.
  4. «Масленица»- 6б,Смольякова Ульяна.
  5. «Малые жанры фольклора"-6б, Пыльнева Валерия.

В данных материалах находится работа по описанию проекта, презентация и продукт деятельности учащихся.

Проект «Жаргонизмы в речи учеников" 

Проект «Фразеологизмы в речи учеников»

Проект «Этимология имен и фамилий моих друзей»

Проект «Масленица"

Проект «Малые жанры фольклора»

Методические рекомендации

Проект каждого учащегося – это результат его творчества и самостоятельности.

 Данная работа проводится по трем этапам:

1.Подготовительный

Происходит самостоятельная работа ребят по уточнению содержания темы и выявления проблемы. Выдвигаются гипотезы решения проблем.Затем учащиеся формируют цели и задачи; вырабатывают конкретные пошаговые действия для реализации поставленных задач; определяют источники информации; обсуждают методы проверки принятых гипотез.

2.Основной

Учащиеся проводят исследования(составление  вопросов для анкеты,  её проведение; отбор  подходящего  материала по теме, формировнаие  выводов и оформление  проекта. )

3.Заключительный

Идет подготовка к защите своей работы (выбираются  интересные моменты в работе, рассказывается об этапах работы). Обдумывают разные формы выступления (чтение стихотворений, исполнение частушек, показ инсценировки , предоставление отчетных материалов и портфолио ).Выполняется самоанализ работы, если есть недочеты , то принимают решение по их эффективному устранению. Проходят репетиции презентации работ учащихся под руководством и контролем преподавателя. Во время публичной презентации проекта учащиеся демонстрируют продукт своей деятельности и каждый из участников должен быть готов ответить на заданные ему вопросы.

Итак, проект – это деятельность, эффективно организованная учителем и выполняемая самостоятельно школьником, направленная на реализацию четкой цели, поставленной в самом начале такой деятельности, и предполагающая то, что кульминационным моментом явится творческий продукт – результат познавательной и мыслительной деятельности учащегося.

Литература

1. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. – М, 1980. – 265 с.

2.Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.– М., 2000. – 365 с.

4.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.

Скан-копия рецензии

 

 

Желаю коллегам творческих успехов!

 

 

 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
13.07.2018
23:05
Тарасова
Уважаемая Наталья Николаевна! Мне понравился ваш мастер-класс. Тема актуальная, востребованная многими учителями. Современный образовательный стандарт предъявляет новые требования и к ученику, и к учителю. В нашем образовательном учреждении мы только готовимся к переходу на ФГОС. Мы учимся сами, чтобы потом организовать работу наших учеников. Ваш мастер-класс – находка для меня и моих коллег. Кратко, точно раскрыта проблема. Чувствуется, что уже накоплен большой опыт. Изучая в дидактическом материале практические результаты, знакомишься с каждым проектом. Сделав сравнительный анализ всех ученических работ, я составила перечень требований к написанию отчета. Это поможет нам в дальнейшей работе. А ваши методические рекомендации помогут нам организовать проектную деятельность в нашем учреждении. Спасибо за представленный материал!
ответить
03.04.2018
18:02
Трусова Екатерина Владимировна
Здравствуйте, Наталья Николаевна! Спасибо большое за предоставленный мастер-класс, было очень интересно ознакомиться с работами ребят по вашему предметному направлению. На уроках английского языка ребята также занимаются проектной деятельностью, создавая мини-проекты. Также данный метод хорошо использовать во внеурочной деятельности. Он позволяет раскрыть потенциал учащихся.
ответить
05.04.2018
22:15
Белкина Наталья Николаевна
Здравствуйте, Екатерина Владимировна! Я согласна с Вами, что метод проектов позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся. Спасибо за отзыв.
25.03.2018
12:56
Березнева Оксана Валериановна
Здравствуйте, Наталья Николаевна. Вами представлен интересный мастер-класс. Соглашусь, что проектная деятельность активно используется в образовательном процессе. Проекты, представленные детьми интересны по своему содержанию, грамотно составлены. Хотела бы уточнить, дети придумывают темы сами, или Вы предлагаете список, из которого можно выбрать понравившуюся тему? Когда происходит защита проектов? В проектной деятельности принимает участие весь класс, или дети, более увлеченные предметом? Спасибо. Желаю Вам творческих успехов.
ответить
25.03.2018
17:31
Белкина Наталья Николаевна
Здравствуйте, Оксана Валериановна! Спасибо за Ваш отзыв. Некоторые дети сами предлагают свои темы, а кому это сделать тяжело, то даю свои варианты. Защита происходит в 4 четверти. Каждый ребенок защищает свой проект индивидуально по выбранному предмету.
20.03.2018
16:41
Лазарева Светлана Викторовна
Здравствуйте, Наталья Николаевна. Спасибо за Ваш интересный мастер-класс. Действительно,в настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Насколько я поняла, Вы применяете проекты во внеурочной деятельности. А используете ли Вы проектную методику на уроках? Хотелось бы узнать, каким образом происходит оценивание проекта? Спасибо за возможность посмотреть реальные проектные работы. Желаю Вам творческих успехов!
ответить
20.03.2018
17:39
Белкина Наталья Николаевна
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Спасибо за отзыв. Я также использую проектную деятельность на уроках, но чаще всего это мини-проекты.Например, после изучения самостоятельной части речи предлагаю составить паспорт изученной части речи или составить сказку. Оценивание проекта происходит по пятибалльной шкале, где учитывается самостоятельность, оригинальность, новизна, актуальность и креативность.