«Электронный ресурс для анализа карикатуры

при изучении темы «Крымская война» на уроках истории»

Мызник Татьяна Юрьевна, МКОУ СОШ им.А.А.Фадеева с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края, учитель истории, высшая квалификационная категория.

 

Уважаемые коллеги, данный мастер-класс имеет значимость как  для преподавателей истории (методические материалы и файл "Электронный ресурс"), так  и для тех, кто составляет презентации и желает придать им интерактивный характер ("Методические рекомендации по созданию интерактивных элементов"). В методических рекомендациях вставлены скриншоты экрана, что облегчит процесс знакомства с  созданием триггеров.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В процессе педагогической деятельности пришлось столкнуться с определёнными трудностями при использовании в учебных целях плакатов и карикатур. В КИМ ЕГЭ по истории содержатся задания (№18 и 19) по работе с данными видами визуальных историче-ских источников. Для этого должно быть сформировано умение понимать, «читать» нетек-стовую информацию. В учебниках по методике преподавания истории материал по этому направлению весьма скромен. Например, О.Ю. Стрелова приводит примерный план анализа плаката и вопросы для аналитической работы школьников с плакатом. В учебнике М.Т.Студеникина «Методика преподавания истории в школе» 2000 года издания представ-лены группы изобразительной и условно-графической наглядности, среди которых отсутст-вуют плакаты и карикатуры. Ранее они рассматривались, в основном, в качестве иллюстративного материала , но в конце XX века наметился визуальный поворот в источниковедении, который оказывает существенное влияние на изменение технологий исторического познания . С учётом данных тенденций расширяется круг задач, стоящих перед школьным учителем. Недостаточно демонстрировать плакаты или карикатуры в качестве иллюстрации, необходимо формировать умение воспринимать и оценивать их, переводить аллегорию образов и символов на язык исторических фактов, явлений. Единого списка обозначений символов и образов в плакатах и карикатурах не существует. Сложившаяся картина даёт мне основание полагать, что у преподавателей есть свои приёмы по «сопровождению» обучающихся в мир образов и символов визуальных источников.

 

Цель: оказание помощи учителям истории в организации работы с карикатурой в рам-ках изучения темы «Крымская война».
Задачи:
предложить вариант проведения анализа карикатуры с использованием интерактивной доски;
познакомить с пошаговой инструкцией создания интерактивных элементов в презентации PowerPoint.

 

При подготовке к уроку по истории России «Крымская война» мной был создан интерактивный ресурс для работы над карикатурой того периода «Хорошая шутка». В данном ресурсе содержится материал, позволяющий анализировать с обучающимися основные эле-менты карикатуры, каждому из которых соответствует подобранная краткая информация, а встроенные в презентацию триггеры и гиперссылки дают возможность, осуществлять этот процесс в любом порядке в зависимости от выбора объекта на экране. Отличие организованной таким образом работы с карикатурой от традиционного описания визуальных источни-ков в том, что она дополняется возможностью взаимодействия обучающихся с изображением, а не только созерцанием.

 
Основой идеи создания данного ресурса стал интерес обучающихся к поиску разного рода информации в электронных источниках (в браузерах, соцсетях, компьютерных играх, электронных учебных приложениях). Интерактивный характер презентации обучающихся из объектов учебного процесса превращает в субъектов. Заранее компактно представленная в презентации информация минимизирует потери времени на уроке в отличие от процесса поиска из внешних источников информации.

 
Электронная презентация, составленная для работы с карикатурой, с эффектами анима-ции, приобрела интерактивный характер, что позволяет «оживить» процесс исследования обучающимися элементов карикатуры (персонажи, надписи, фон). Использовать её можно на любой модели интерактивных досок. Представленная презентация может быть примером для создания подобных ресурсов с целью решения учебных задач по работе с визуальными источниками, например, плакатами.

 

Методические материалы

 

Традиционно при анализе карикатуры её демонстрация сопровождалась проблемными вопросами, уточнениями, сообщением необходимых сведений учителем. В дальнейшем про-водился анализ элементов, образного выражения основного содержания событий. Теперь обучающиеся могут выступить в роли «исследователей», самостоятельно выбирая элементы карикатуры, с которыми им хотелось бы познакомиться, т.е. процесс «знакомства» протекает без опеки и комментариев со стороны учителя. После этого организовывается совместное обсуждение и общий анализ.

 
Работа с карикатурой начинается с характеристики элементов – образов, символов, надписей. Формирование умения воспринимать, оценивать, интерпретировать образы и символы карикатур и плакатов напрямую связано с пониманием некоей символьной «азбуки». Создать полный исчерпывающий перечень символов и образов, присутствующих в карикатурах разных времён и народов, не представляется реальным, как и запомнить это школьникам. На уроках истории мы можем научить «видеть» сходство в образах из карикатур и других визуальных источников (фотографий, картин, плакатов). Не просто познакомить с персонажами, назвав их имена или национальность, или принадлежность к сословию/классу общества, а продемонстрировать другой визуальный исторический источник, в котором этот образ узнаваем. Это в дальнейшем может послужить примером для поиска информации о новых для обучающихся карикатурах.

 

С помощью представленного электронного ресурса разбираем основные элементы карикатуры «Хорошая шутка» (Джон Тенниел, британский журнал Punch, 23 июля 1853г.).

 

Слайд 1. Карикатура. Щелчком мыши в любой области переходим на следующий слайд.

 Слайд 2. В левом верхнем углу карикатуры появляются блоки: «Работа с карикатурой», «1.Персонажи», «2.Надпись», «3.Фон», «4…». При щелчке мыши по скруглённому прямо-угольнику «Работа с карикатурой» выделяются с помощью встроенных триггеров багетные рамки «1.Персонажи», «2.Надпись», «3.Фон», «4…». При щелчке мыши по объекту «1. Пер-сонажи» происходит переход по гиперссылке на слайд 4, «2. Надпись» - на слайд 3, «3. Фон» - на слайд 9. При щелчке мыши по объекту «4…» вызываем появление блока в левом нижнем углу «Ура! Задание выполнено!».

  Слайд 3. Изображение как на слайде 2 дополнено русским переводом надписи к кари-катуре и блоком «Вернёмся к первоначальному изображению», щелчком по которому пере-ходим на слайд 2.

  Слайд 4. На высветленном изображении карикатуры с выделенными цветом фигурами персонажей блоки, как и на слайде 2. Над персонажами карикатуры проставлены блоки с нумерацией по порядку от 1 до 4. При щелчке мыши по багетной рамке «Персонажи» рядом с блоками появляются зелёные «галочки». При щелчке мыши по блоку 1 гиперссылкой пере-ходим на слайд 5, по блоку 2 – на слайд 6, по блоку 3 – на слайд 7, по блоку 4 – на слайд 8. При возвращении с каждого из этих слайдов встроенные триггеры приводят к исчезновению фигуры соответствующего персонажа и появлению над ним надписи («Русский казак», «Британский матрос», «Турецкий султан», «Французский матрос»). При щелчке мыши на багетную рамку «Надпись» появляется внизу прямоугольник с русским переводом надписи к карикатуре. При щелчке мыши на багетную рамку «Фон» по гиперссылке переходим на слайд 9. При щелчке мыши на скругленный прямоугольник «Вернёмся к первоначальному изображению» по гиперссылке переходим на слайд 2.

  Слайд 5. Изображение Гравюры Фреша «Землянухин – бравый русский казак» с тек-стовой информацией и фигурой казака с изучаемой карикатуры. В правом верхнем углу стрелка «К карикатуре», щёлкая мышью по которой переходим на слайд 4.

  Слайд 6. Фотография матроса британского военно-морского флота (1862г) и фигура матроса с изучаемой карикатуры. В правом верхнем углу стрелка «К карикатуре», щёлкая мышью по которой переходим на слайд 4.

  Слайд 7. Изображение «Султан Абдул-Меджид I с королевой Великобритании Викторией и императором Франции Наполеоном III» и фигура турецкого султана с изучаемой карикатуры. В правом верхнем углу стрелка «К карикатуре», щёлкая мышью по ко-торой переходим на слайд 4.

  Слайд 8. Изображение с литографии Поль-Констана Суайе и Поке «Матрос на абор-даж» и фигура матроса с изучаемой карикатуры. В правом верхнем углу стрелка «К карикатуре», щёлкая мышью по которой переходим на слайд 4.

  Слайд 9. На высветленном изображении карикатуры с выделенными цветом архитек-турными сооружениями заднего плана блоки «Персонажи», «Надпись», «Фон», «Вернёмся к первоначальному изображению». Справа помещены изображения с литографий XIX в.: «Мечеть Султан-Ахмет (Голубая мечеть), Стамбул и «Мост через залив Золотой Рог» Уиль-ям Генри Бартлетт. Щелчок мыши по объекту «Фон» запускает анимацию (мерцание) выде-ленных архитектурных сооружений заднего плана. При щелчке мыши по объекту «Персонажи» происходит переход по гиперссылке на слайд 4, «Надпись» - на слайд 3, «Вернёмся к первоначальному изображению» - на слайд 2.

   Работа с карикатурой на интерактивной доске может проводиться как индивидуально, так и фронтально. Ресурс выполнен в среде Microsoft Office Power Point 2010.

 

Изучив представленную таким образом информацию, можно приступать к следующему шагу – общему анализу. Он может иметь целью дать психологическую характеристику персонажей (особенности поведения, внешности, черты, которые высмеивает автор), определить историческую тематику (какие исторические факты (события, явления) отражены), авторскую позицию (главная мысль, идеи, политическая позиция). Обязательно обращается внимание на место и время создания карикатуры. Работа с карикатурой может дополняться заданием для развития зрительно-художественной образности, например, приёмом «Рядом с художником», при котором школьники должны предположить, о чём говорят или что могут означать жесты.

 Работа с карикатурой «Хорошая шутка» продолжается обсуждением предположений, высказанных ребятами до знакомства с информацией электронного ресурса. Также один из вопросов требует связать иллюстрируемый фрагмент с изученной информацией по теме урока.
«Какой из изученных нами пунктов параграфа эта карикатура иллюстрирует? Объясните».
Задание « Какой вопрос от имени автора карикатуры можно задать зрителям?» предпо-лагает развитие умений формулировать вопросы.

 Для заинтересовавшихся ребят и тех, кто определился с выбором экзамена по истории в дальнейшем, уместно задание на самостоятельную работу с внешними источниками информации:
«Крымской войне посвящено множество карикатур, с которыми Вы можете познакомиться в интернете. Они создавались художниками разных стран. Попробуйте подобрать те из них, на которых изображены представители Турции или России, проанализировать и оп-ределить наличие зависимости образов от сложившихся между государствами отношений».

 

 

Заключение

 Данный ресурс может выступать примером для создания подобных ресурсов. Учитывая, что карикатур, посвящённых нашему государству и его представителям, в конце XVIII – XIX в. создавалось достаточное количество, что позволяет выбрать те, которые можно использовать в работе с детьми (по этическим и эстетическим соображениям), то целесообразно данную работу начинать проводить с 8 класса. Интерактивный характер презентации делает её удобной и занимательной, обеспечивается возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в неё настолько, насколько это было предусмотрено её автором.

 
Оформление подобных ресурсов требует временных затрат на подбор образов из других визуальных исторических источников, навыков работы в графическом редакторе, умения устанавливать триггеры в презентациях.

 
Всё же интерактивность ресурса способна увлечь и удерживать интерес пользователя, а элементы неожиданности стимулируют интерес пользователя и к дальнейшим исследованиям. Тогда процесс формирования умения воспринимать и оценивать визуальные источники, переводить аллегорию образов и символов на язык исторических фактов, явлений будет успешным.

 

 

 

Методические рекомендации по созданию интерактивных элементов в презентации PowerPoint

 

 

 

Электронный ресурс (Карикатура"Хорошая шутка")

 

 

 

Рецензия

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
16.04.2019
23:09
Ковалев Сергей Владимирович
Моя педагогическая практика в преподавании предмета право также включает элементы восприятия, формирования необходимого навыка у обучающихся оценки содержания увиденного в карикатурах, даже если изображения реальных фактов действительности неоднозначные, а в некоторых смыслах некорректные или искажающие реальность. Символьная "азбука" карикатуры может привлекать или даже находить одобрение, но не призывает к решению проблемы. Только с помощью учителя возможно добиться правильного толкования смысла и необходимости решения конкретной проблемы.
ответить