"Театрализация в урочной и  внеурочной деятельности."

 

Батурина Валентина Владимировна

учитель начальных классов МАОУ "Зональненская СОШ"

Томского района Томской области.

Педагог высшей категории, Отличник народного просвещения, победитель ПНПО 2006, 2013г

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В данном мастер - классе вы узнаете, что применение театрализации поможет привить любовь к чтению, совершенствовать речь обучающихся. Познакомитесь с формами и этапами театральной педагогики.

 

Пояснительная записка.
Актуальность
Дети стали мало читать. В наш информационный век большинство детей увлекает более игра на компьютере, нежели чтение книги. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
    На помощь приходит театрализация. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
    Инсценирование коротких художественных произведений, эпизодов, сказок, стихотворений на уроках и внеурочной деятельности побуждает учеников к осмыслению и собственной интерпретации литературного образа, возбуждает воображение и сопереживание, побуждает к более внимательному прочтению художественного текста. При коллективной оценке инсценировок учащиеся вступают в учебные диалоги, учатся анализировать работу, проделанную другими, давать адекватную оценку происходящему, а также правильно реагировать на критику одноклассников
Формы театральной педагогики:
Сочинительство, пантомимика, театральные игры и упражнения, сказкотворчество, этюды, кукольный театр. Особенно увлекает обучающихся работа с перчаточными куклами. Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться.
Этапы занятия.
Подготовительный
 Приветствие, дыхательная и речевая гимнастика, ролевая гимнастика, разыгрывание ситуаций.
 Пантомимические этюды.(Например упражнение "Котята" (• сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся.)

Основной
 Первичное чтение, фрагментальное чтение, непосредственное чтение текста, осмысление, анализ текста;
 Распределение ролей. Чтение по ролям.
 Репетиции перед воображаемым зрителем;
 Презентационный: выступление перед зрителями:
Рефлексивный
 Обмен впечатлениями после просмотра, после занятия.
Основные показатели результатов.
Увлечение театральной деятельностью помогает воспитанникам в учёбе, повышает успеваемость, их речь становится яркой и образной, ребята легко справляются с различными творческими работами, становятся коммуникабельными, активными, раскованными.

Хочется закончить  словами К.Д. Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».
Методические материалы.

Театрализация во внеурочной деятельности
Сценарий классного часа «Эмоции и чувства»
Презентация «Эмоции и чувства»
Презентация «Театрализация на уроке и  внеурочной деятельности»
Методические рекомендации.
Приём театрализации можно использовать в стадии вызова на уроке, для повышения мотивации, снятия эмоциональной напряженности, повышения познавательного интереса”. Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной деятельности, активизируя эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого участника, занятия театрализацией становятся одними из самых желанных у младших школьников. Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Дети становятся готовы к травмирующим событиям, могут выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы.
Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Спасибо, что посетили мой мастер – класс!

 

 


Скан-копия рецензии

 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
06.09.2018
14:40
Колпакова Виктория Владимировна
Здравствуйте, Валентина Владимировна! С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, это помогает ребенку, так же помогает раскрепоститься, стать уверенней в себе! Так же с помощью театрализации у ребенка развивается воображение! Мастер-класс очень понравился! С уважением, Виктория Владимировна!
ответить
28.06.2018
08:07
Пушкарева Галина Юрьевна
Валентина Владимировна, спасибо за предоставленный материал. Использование театрализации дает возможность воздействовать на эмоциональное состояние детей, мотивировать их поступки в условиях социализации. Данный вид деятельности учащихся применим и в старших классах. Ведь с 2019 года учащиеся 9-х классов будут обязаны пройти допуск к ОГЭ в форме собеседования по русскому языку. Мастер-класс интересен и актуален. Удачи Вам!
ответить
04.07.2018
13:28
Батурина Валентина Владимировна
Здравствуйте, Галина Юрьевна. Спасибо, что посетили мой мастер-класс. Очень рада, что он оказался интересным и полезным. Желаю вам творческих успехов. Спасибо.
20.06.2018
16:12
Стрельникова Нина Павловна
Валентина Владимировна, спасибо за мастер- класс, приятно было встретить коллегу по театральной деятельности. За долгие годы работы сама видела эти огромные результаты творческого роста ребенка, который занимается в театральной студии. Новых вам успехов и благодарных учеников! С уважением, Стрельникова Н.П.
ответить
04.07.2018
13:32
Батурина Валентина Владимировна
Здравствуйте уважаемая Нина Павловна. Большое спасибо за высокую оценку моего мастер-класс, за понимание значимости театральной педагогики в работе со школьниками. Желаю вам удачи и творческих успехов. Спасибо!