Мастер-класс «Анализ современного урока иностранного языка в соответствии с ФГОС»

Волкова Елена Валентиновна, учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска

 

Уважаемые коллеги!

Представляемый мной мастер-класс знакомит со схемами анализа урока и содержит рекомендации по анализу современного урока в соответствии с ФГОС.

Цель: знакомство с рекомендациями по анализу урока иностранного языка в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. дать рекомендации по анализу современного урока в соответствии с ФГОС;

2. познакомить с различными схемами анализа урока;

3. научить работать со схемами анализа урока.

Актуальность: В условиях модернизации образования к современному уроку предъявляются новые требования. Одним из требований является умение учителя анализировать урок. Проводя анализ урока, учитель может убедиться в целесообразности применяемых на уроке методов и приемов обучения, определить возникающие препятствия для продвижения вперед, обратить внимание на собственный стиль преподавания. Таким образом, анализ урока является, прежде всего, первостепенным для самого учителя.

Проблема: Анализ урока может вызывать трудности не только у молодых учителей, но и у опытных педагогов, так как представляет собой комплексный подход, в котором тесно взаимосвязаны следующие аспекты: психологический, педагогический, методический, предметный и содержательный.

Анализ урока формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Пояснительная записка

В условиях внедрения ФГОС предъявляются новые требования к уроку. Современный урок, каким он должен быть? Как оценить качество урока и его эффективность?

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определении дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).

Перед учителями возникает проблема научиться делать качественный анализ урока, ориентированный на систематизацию учебного процесса и повышение качества обученности учащихся, учитывая применение современных технологий и методов, направленных на взаимодействие учащихся, сотрудничество и сотворчество учителей и школьников в условиях перехода на новые стандарты обучения.

Схемы анализа урока могут служить необходимой опорой для проведения качественного анализа урока.

Методические и дидактические материалы

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Педагогический аспект урока является главным в традиционных квалификациях, носит весьма размытый характер, поскольку критерии качества определены достаточно вольно. Более подробно педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты: место урока в системе уроков, правильность постановки темы; организация, содержание, методика проведения урока; общение учителя с учащимися на уроке; работа и поведение учащихся на уроке; общие выводы по уроку; как будет учтен опыт урока в дальнейшей работе. Психологический аспект анализа урока рассматривает мотивацию учеников и учителя; степень общей активности учеников; эмоциональный фон урока. Методический аспект анализа урока разбирает учебные, воспитательные и развивающие цели; методическую логику урока; использование различных средств обучения и методических приемов, а также различных организационных форм при обучении.

В соответствии с требованиями ФГОС программа обучения направлена на достижение учащимися следующих результатов:

Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся в содержании учебного материала, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий

Метапредметные - расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий

Предметные - формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области

В соответствии с ФГОС различают следующие типы уроков:

  1. Урок усвоения новых знаний
  2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
  3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
  4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
  5. Урок контроля знаний и умений
  6. Урок коррекции знаний, умений и навыков
  7. Комбинированный урок

Современный урок состоит из основных этапов:

  • Организационный этап. На данном этапе задача учителя подготовить учащихся к работе на уроке.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Учитель мотивирует учеников посредством проблемной ситуации, подводящей к теме урока.
  • Актуализация знаний. Это не простое повторение имеющихся у школьников знаний, данный этап должен быть направлен на формирование познавательной деятельности учащихся, способности работать над новым материалом.
  • Первичное усвоение новых знаний. Это этап закрепления знаний. Учащиеся выполняют задания, комментируя свои действия.
  • Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. Новое знание ученики получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя.
  • Обобщение и систематизация знаний. Этап формирования знаний - организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой. Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражнений.
  • Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Учитель обучает учащихся способам контроля и самооценки деятельности, умению самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Учитель сообщает учащимся домашнее задание, разъясняет алгоритм выполнения. Дифференциация заданий на базовый и повышенный уровни, творческий характер выполнения (проект, письмо, сочинение, диалог) позволяет активизировать учащихся, повысить их интерес к изучению иностранного языка.
  • Рефлексия. На этом этапе урока учитель проводит устную и/или письменную рефлексию. Рефлексия дает возможность учителю и учащимся проанализировать успешность своей деятельности на уроке.

Основные требования, предъявляемые к анализу урока:

  • цель и задача анализа темы;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • выполнение намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • намечаемые меры по устранению недостатков.

Анализ урока с позиций требований ФГОС

1. Целеполагание

а) Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б) Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и

программы. Отражают формирование УУД.

в) Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

2. Содержание

а) Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК.

б) Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.

в) Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает

ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности)

а) Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б) Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты по времени.

в) Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью

проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД

а) Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание

репродуктивных методов не обоснованно.

б) Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в) Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД

а) Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б) Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную).

в) Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя.

Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля и рефлексии рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности.

Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД. Высокий обучающий,

воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла.

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

Анализ урока по ФГОС

Общая схема анализа компетентностно-ориентированного урока может выглядеть следующим образом.

Учитель

Предмет, класс

Тема урока

Целеполагание

Отсутствует

Цель формулирует учитель

Совместное с учащимися

Цели урока

Нельзя измерить, продиагностировать

Диагностичны, измеряемы

Создание мотивационного поля

Отсутствует

На этапе целеполагания

На отдельных этапах урока

Содержание урока

Нет связи с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.

Формы организации деятельности учащихся на уроке

Неактивные

Активные

Интерактивные

Фронтальные

Групповые

Парные

Индивидуальные

Использование методов, приемов

Использование не оправдано, методы и приемы - репродуктивные

Выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

Предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

Использование технологий

Рефлексивность

Отсутствует

Эмоциональная рефлексия

Оценка деятельности

Оценка результата

Рефлексия учителя

Результативность урока

Результат не достигнут или достигнут учителем

Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие);

Результат достигнут каждым учащимся.

Данная схема является хорошим помощником, как при планировании, так и при анализе проведенного урока, обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

В соответствии с ФГОС выделяют следующие критерии результативности урока:

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы.

Приложение №1 Диагностическая карта урока

Приложение №2 Самоанализ урока

Схема анализа урока по результатам ФГОС

Методические рекомендации

Умение анализировать свою собственную деятельность - важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Анализ и самоанализ урока, какой бы предмет учитель не преподавал, всегда являлся психологическим портретом культуры учителя. Анализ урока – это рефлексия, которая помогает учителю планировать свою дальнейшую деятельность, учитывая свои сильные и слабые стороны.

В предлагаемых материалах мастер-класса Вы найдете не только удобные схемы для проведения анализа урока, но и примеры технологических карт урока с их последующим анализом.

Презентация

Литература

  1. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и переработ. – Ростов-н/Д: Изд-во Учитель, 2003. – 224с.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М., 2010

Скан-копия рецензии

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что методические и дидактические материалы представленные в мастер-классе помогут Вам осуществить анализ любого урока. Спасибо, что посетили мой мастер-класс!

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
20.04.2018
10:06
гаврилина наталья тарасовна
Елена Валентиновна, Вы предоставили достаточно богатый методический материал, который обязательно послужит источником эффективного и всестороннего самоанализа урока любого учителя. Также считаю Ваш мастер-класс очень полезным и для себя лично и намереваюсь применять его в своей профессиональной деятельности. Большое спасибо! Сохраняю материал!
ответить
22.04.2018
13:46
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Наталья Тарасовна! Спасибо большое за Ваш отзыв. Очень рада, что материалы моего мастер-класса могут пригодиться Вам в работе.
19.04.2018
02:25
Азарова Инна Петровна
Елена Валентиновна, здравствуйте! Спасибо за вашу работу, вы настолько полно и чётко проработали данный вопрос, что подтверждает Ваш высокий уровень подготовки и знаний , неравнодушие к своей профессии и желание поделиться с коллегами своими наработками. Ваш мастер-класс достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС. Представленный пример схемы анализа учебного занятия , я думаю, может служить рабочей картой эксперта. В представленном материале вы отразили все основные критерии, по которым анализируется современный урок. цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.Ваши рекомендации обязательно будут использоваться на уроках.Спасибо за вашу компетентность и профессионализм. Удачи в работе! Творческих успехов.
ответить
22.04.2018
13:32
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Инна Петровна! Спасибо большое за Ваш отзыв. Очень рада, что мой мастер-класс оказался Вам понятен и полезен. Надеюсь, что дидактические материалы и методические рекомендации мастер-класса будут востребованы в Вашей работе. Желаю творческих успехов!
14.04.2018
12:46
Огребо Екатерина Александровна
Здравствуйте, Елена Валентиновна! Очень информативный и актуальный мастер-класс! Многие учителя сталкиваются с проблемой оценки и самооценки урока по ФГОС. В настоящее время предложено уже достаточно много материалов по этому вопросу. Ваш взгляд на схему анализа компетентностно-ориентированного урока, как мне кажется, отличает четкая структура, последовательность и возможность отследить основные показатели на каждом этапе урока. Спасибо за те материалы, которые Вы предоставили на мастер-классе! Удачи в работе!
ответить
15.04.2018
23:13
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Екатерина Александровна! Большое спасибо за Ваш отзыв! Очень рада, что Вы находите данный мастер-класс информативным и полезным. Надеюсь, что Вы воспользуетесь материалами мастер-класса в своей работе.
10.04.2018
18:43
Лазарева Светлана Викторовна
Елена Валентиновна, спасибо за столь актуальный материал мастер-класса. От умения учителя анализировать свой урок, видеть "плюсы" и "минусы", зависит эффективность его работы и, главное, насколько он может "учиться" на своих ошибках. От мастерства учителя, его профессиональной зоркости зависит и результативность процесса обучения. Ваши рекомендации и образцы диагностических карт и карт самоанализа обязательно буду использовать на своих уроках. Творческих успехов!
ответить
11.04.2018
10:39
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Светлана Викторовна! Большое спасибо за содержательный отзыв! Анализ урока часто вызывает трудности не только у молодых специалистов, но и учителей с опытом работы. В подобной ситуации можно воспользоваться подробными схемами анализа урока, предложенными в данном мастер-классе.