Мастер-класс «Интерактивный метод «Головоломка» как способ формирования коммуникативных компетенций при обучении ин. яз.»

Волкова Елена Валентиновна, учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска

Уважаемые коллеги!

Данный мастер-класс знакомит с интерактивным методом обучения «Головоломка». Метод направлен на развитие коммуникативных компетенций учащихся посредством чтения.

Пояснительная записка

С переходом на новые стандарты обучения необходимо применение современных технологий и методов, направленных на взаимодействие учащихся, сотрудничество и сотворчество учителей и школьников.

Основная цель обучения иностранному языку развитие коммуникативной компетенции учащихся. Применение интерактивных методов обучения ориентировано на взаимодействие учащихся и способствует созданию ситуации реального общения на уроках. Среди многообразия эффективных методов интерактивного обучения заслуживает внимания метод “Jigsaw” известный как «Пила» или «Головоломка», разработанный профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году.

Основной идеей данного метода является обучение в сотрудничестве. Учащиеся учатся работать вместе, в команде.

Методические и дидактические материалы

Алгоритм работы по методу «Jigsaw»:

  • деление на группы;
  • распределение вопросов;
  • самостоятельное изучение материала;
  • работа в экспертной группе;
  • подробное освещение вопросов в «домашней» группе;
  • выполнение контрольных заданий;
  • поведение итогов работы (оценка учителя, рефлексия учеников).

На подготовительном этапе учитель разрабатывает задания, продумывает способы контроля, готовит раздаточный материал. В основе этого метода лежит групповая форма работы: на первом этапе ученики делятся на несколько небольших произвольных групп (не более 6 человек). Учитель назначает лидера группы, который получает задание и распределяет его среди членов группы. Сложность и количество учебного материала зависит от размера группы и способностей учеников.

Очень важно учитывать организацию пространства групп. Желательно разместить обучающихся по кругу, чтобы не было преград в виде стульев и столов, участникам необходимо чувствовать друг друга и постоянно взаимодействовать.

На втором этапе учитель сообщает учащимся цель и задачи работы. Далее учитель выдаёт задания группам. Групп организуется столько, сколько частей материала. Каждый участник получает одну из частей. Он становится экспертом по данному вопросу. Выделяется время на выполнение задания.

На этом этапе учащиеся работают самостоятельно над своей частью работы. Не допускается никакого обсуждения. Ученики могут делать записи. Выданный материал нужно прочитать минимум два раза.

Примерные упражнения для самостоятельной работы над текстом (грамматическим материалом):

  • Выпишите из текста информацию о …
  • Выпишите из текста названия (новые слова, слова-сигналы, вспомогательные и/или смысловые глаголы, новые грамматические явления) ...
  • Создайте словарную паутину (конспект, карту памяти) по тексту.
  • Найдите вопросы, которые соответствуют вашему тексту и ответьте на них.
  • Подберите название,которое лучше всего отражает содержание вашего текста. (Выбрать из трех-четырех предложенных).
  • Подберите картинки (грамматические формулы), соответствующие вашему тексту.
  • Посмотрите на картинку и скажите, что изображено на ней.
  • Выпишите из текста предложения, которые подтверждают, что: (Дан список утверждений по всем текстам. Ученики должны выбрать те, которые соответствуют их тексту и подобрать подтверждения для них.) И т.д.

Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу и совместно с преподавателем заполняют пробелы в знаниях друг друга. Это называется «встречей экспертов». Эксперты задают друг другу вопросы, уточняют детали, придумывают план презентации материала в «домашних» группах.

Далее учащиеся возвращаются в первоначальные группы так называемые «домашние». Эксперты преподносят друг другу то, что они изучили самостоятельно и совместно с другими экспертами.

Примерные упражнения для работы в «домашних» группах:

  • Расскажите, о чём ваш текст (правило). (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения).
  • Задайте несколько вопросов, чтобы убедиться, что вас поняли. Слушая других, делай записи.
  • Какую информацию вы узнали о … (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения).
  • Приведите аргументы, чтобы убедить своих друзей принять участие в … (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения).

Проработав полученную информацию в «домашних» группах, учащиеся выполняют контрольные задания. Задания могут быть проведены в любой форме (теста, эссе, диктанта, мини-проекта, оформления постера, презентации, кроссворда и т.д.).

На последнем этапе учитель проводит письменную и устную рефлексию по материалам урока.

Методическая разработка урока с применением интерактивного метода "Головоломка"

Методические рекомендации

На мой взгляд, у данного метода есть ряд преимуществ:

1. Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время.

2. Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.

3. Школьники сами участвуют в процессе преподавания.

4. Процесс обучения становится увлекательным.

Конечно, при освоении метода могут возникнуть определенные трудности: некоторые ученики испытывают неудобства при смене учебного пространства (нужно сидеть не за партой, а в кругу); наблюдается повышенная активность некоторых участников обсуждений и, соответственно, переключение внимания исключительно на них и т.д. Но все эти трудности преодолимы.

Существуя 40 лет, метод Jigsaw остаётся популярным и востребованным.

 

Презентация

Скан-копия рецензии

Спасибо, что посетили мой мастер-класс! Надеюсь, что материалы мастер-класса актуальны и будут Вам полезны. Желаю Вам творческих успехов! Готова ответить на Ваши вопросы.

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
15.04.2018
21:10
Юмаева Антонина Васильевна
Здравствуйте, Елена Валентиновна! Мне нравится, когда ученики работают в группах и совместно решают поставленные задачи. Внимательно прочитала Ваш мастер класс, посмотрела презентацию и применение этого метода на конкретном уроке. Получилось довольно увлекательно. По фотографиям в презентации видно, что дети очень увлечены решением поставленной задачи. Применение метода головоломки способствует как развитию мышления, так и коммуникативных навыков. Буду применять его на своих уроках. Спасибо за увлекательный мастер-класс! Творческих Вам успехов!
ответить
15.04.2018
23:10
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Антонина Васильевна! Спасибо за Ваш отзыв! Непременно попробуйте применить данный метод на своих уроках. Не сомневаюсь, что он понравится не только Вам, но и Вашим ученикам.
13.04.2018
11:09
Огребо Екатерина Александровна
Здравствуйте, Елена Валентиновна! С большим интересом познакомилась с материалами Вашего мастер-класса! Всегда интересно узнать что-то новое. Ваша разработка представлена в очень доступной форме, показана пошаговая инструкция для желающих воспользоваться Вашим опытом. Этот метод обучения с успехом можно применять не только учителям иностранного языка. Спасибо за представленный материал, удачи в работе!
ответить
15.04.2018
23:00
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Екатерина Александровна! Спасибо за Ваш отзыв! Очень рада, что Вам понравился мой мастер-класс. Вы правы, данный метод будет эффективным при изучении многих предметов.
10.04.2018
23:30
Василенко Галина Анатольевна
Елена Валентиновна, спасибо за предоставленную возможность узнать что-то новое! Вы очень профессионально, в доступной форме описали интерактивный метод «Головоломка». Я не была знакома с применением данного метода, но мне показались очень интересными методы и приемы групповой работы, описанные Вами. Материал будет полезен не только учителям иностранного языка, но и учителям других предметов. Обязательно попробую применить данный метод в своей практике. Спасибо за интересный мастер-класс!
ответить
11.04.2018
10:32
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Галина Анатольевна! Большое спасибо за содержательный отзыв! Надеюсь, что данный метод станет у Вас и Ваших учеников одним из самых любимых. Если у Вас возникнут вопросы, буду рада на них ответить.
10.04.2018
18:48
Лазарева Светлана Викторовна
Здравствуйте, Елена Валентиновна. Спасибо за Ваш интересный мастер-класс! В свое практике тоже применяю данный метод. Также как и Вы, нахожу его весьма актуальным при организации работы в группе. Все затраты времени и сил себя оправдывают. Спасибо еще раз за полезные и актуальные материалы!
ответить
11.04.2018
10:31
Волкова Елена Валентиновна
Светлана Викторовна, спасибо за Ваш отзыв! Очень рада, что находите материалы моего мастер-класса актуальными и полезными.
10.04.2018
14:52
Сандуляк Мария Алексеевна
Елена Валентиновна! Спасибо за познавательный мастер-класс, что поделились своим очень интересным опытом работы!
ответить
10.04.2018
16:52
Волкова Елена Валентиновна
Спасибо, Мария Алексеевна! Очень рада, что материалы мастер-класса оказались Вам интересны.
09.04.2018
20:35
Шкумат Наталия Леонидовна
Елена Валентиновна! Спасибо за данный мастер-класс. Очень полезная информация как для молодых учителей, так и для опытных. Очень подробно и с примерами.
ответить
09.04.2018
21:19
Волкова Елена Валентиновна
Наталья Леонидовна, спасибо большое за Ваш отзыв! Очень рада, что Вы нашли материал мастер-класса полезным и востребованным.