Мастер-класс «Интерактивный метод «Головоломка» как способ формирования коммуникативных компетенций при обучении ин. яз.»
![]() |
Волкова Елена Валентиновна, учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска Уважаемые коллеги! Данный мастер-класс знакомит с интерактивным методом обучения «Головоломка». Метод направлен на развитие коммуникативных компетенций учащихся посредством чтения. |
Пояснительная записка
С переходом на новые стандарты обучения необходимо применение современных технологий и методов, направленных на взаимодействие учащихся, сотрудничество и сотворчество учителей и школьников.
Основная цель обучения иностранному языку развитие коммуникативной компетенции учащихся. Применение интерактивных методов обучения ориентировано на взаимодействие учащихся и способствует созданию ситуации реального общения на уроках. Среди многообразия эффективных методов интерактивного обучения заслуживает внимания метод “Jigsaw” известный как «Пила» или «Головоломка», разработанный профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году.
Основной идеей данного метода является обучение в сотрудничестве. Учащиеся учатся работать вместе, в команде.
Методические и дидактические материалы
Алгоритм работы по методу «Jigsaw»:
- деление на группы;
- распределение вопросов;
- самостоятельное изучение материала;
- работа в экспертной группе;
- подробное освещение вопросов в «домашней» группе;
- выполнение контрольных заданий;
- поведение итогов работы (оценка учителя, рефлексия учеников).
На подготовительном этапе учитель разрабатывает задания, продумывает способы контроля, готовит раздаточный материал. В основе этого метода лежит групповая форма работы: на первом этапе ученики делятся на несколько небольших произвольных групп (не более 6 человек). Учитель назначает лидера группы, который получает задание и распределяет его среди членов группы. Сложность и количество учебного материала зависит от размера группы и способностей учеников.
Очень важно учитывать организацию пространства групп. Желательно разместить обучающихся по кругу, чтобы не было преград в виде стульев и столов, участникам необходимо чувствовать друг друга и постоянно взаимодействовать.
На втором этапе учитель сообщает учащимся цель и задачи работы. Далее учитель выдаёт задания группам. Групп организуется столько, сколько частей материала. Каждый участник получает одну из частей. Он становится экспертом по данному вопросу. Выделяется время на выполнение задания.
На этом этапе учащиеся работают самостоятельно над своей частью работы. Не допускается никакого обсуждения. Ученики могут делать записи. Выданный материал нужно прочитать минимум два раза.
Примерные упражнения для самостоятельной работы над текстом (грамматическим материалом):
- Выпишите из текста информацию о …
- Выпишите из текста названия (новые слова, слова-сигналы, вспомогательные и/или смысловые глаголы, новые грамматические явления) ...
- Создайте словарную паутину (конспект, карту памяти) по тексту.
- Найдите вопросы, которые соответствуют вашему тексту и ответьте на них.
- Подберите название,которое лучше всего отражает содержание вашего текста. (Выбрать из трех-четырех предложенных).
- Подберите картинки (грамматические формулы), соответствующие вашему тексту.
- Посмотрите на картинку и скажите, что изображено на ней.
- Выпишите из текста предложения, которые подтверждают, что: (Дан список утверждений по всем текстам. Ученики должны выбрать те, которые соответствуют их тексту и подобрать подтверждения для них.) И т.д.
Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу и совместно с преподавателем заполняют пробелы в знаниях друг друга. Это называется «встречей экспертов». Эксперты задают друг другу вопросы, уточняют детали, придумывают план презентации материала в «домашних» группах.
Далее учащиеся возвращаются в первоначальные группы так называемые «домашние». Эксперты преподносят друг другу то, что они изучили самостоятельно и совместно с другими экспертами.
Примерные упражнения для работы в «домашних» группах:
- Расскажите, о чём ваш текст (правило). (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения).
- Задайте несколько вопросов, чтобы убедиться, что вас поняли. Слушая других, делай записи.
- Какую информацию вы узнали о … (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения).
- Приведите аргументы, чтобы убедить своих друзей принять участие в … (Даётся план пересказа в виде ключевых фраз или закончить предложения).
Проработав полученную информацию в «домашних» группах, учащиеся выполняют контрольные задания. Задания могут быть проведены в любой форме (теста, эссе, диктанта, мини-проекта, оформления постера, презентации, кроссворда и т.д.).
На последнем этапе учитель проводит письменную и устную рефлексию по материалам урока.
Методическая разработка урока с применением интерактивного метода "Головоломка"
Методические рекомендации
На мой взгляд, у данного метода есть ряд преимуществ:
1. Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время.
2. Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.
3. Школьники сами участвуют в процессе преподавания.
4. Процесс обучения становится увлекательным.
Конечно, при освоении метода могут возникнуть определенные трудности: некоторые ученики испытывают неудобства при смене учебного пространства (нужно сидеть не за партой, а в кругу); наблюдается повышенная активность некоторых участников обсуждений и, соответственно, переключение внимания исключительно на них и т.д. Но все эти трудности преодолимы.
Существуя 40 лет, метод Jigsaw остаётся популярным и востребованным.
Спасибо, что посетили мой мастер-класс! Надеюсь, что материалы мастер-класса актуальны и будут Вам полезны. Желаю Вам творческих успехов! Готова ответить на Ваши вопросы.
- Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
05:02
11:14
21:10
23:10
11:09
23:00
23:30
10:32
18:48
10:31
14:52
16:52
20:35
21:19