Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

с использованием нестандартного оборудования.

Березнева Оксана Валериановна, воспитатель,  

1 квалификационная категория  

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 г. Томска

 

Мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей дошкольников.

Пояснительная записка

Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями.
Общеизвестно, что тонкая моторика – основа развития всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи). Степень развитие мелкой моторики оказывает большое влияние на процесс обучения ребенка. Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. По данной теме представлено большое разнообразие книг, статей, пособий и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики. Однако, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Возможно, это связано с техническим прогрессом. Можно отметить, что дети с трудом застёгивают сандалии, не могут зашнуровать ботинки, так как обувь часто на липучках, не умеют завязывать бантики, так как на смену им пришли резинки, с трудом застёгивают пуговицы, так как на одежде часто встречаются кнопки. Такие дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

 

Цель: Поделиться опытом по изготовлению нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

 Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
В своей работе я использую разнообразные игры и пособия для развития мелкой моторики (пальчиковые игры и упражнения, шнуровки, «сухой бассейн», прищепки, камешки, ракушки, палочки для выкладывания узоров и т.д.).

 

DSC07775 copy

 

DSC07789

 

Кроме этого использую пособия для обучения детей застёгиванию и расстёгиванию пуговиц, кнопок, крючков (хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук); завязыванию и развязыванию шнурков, узелков на верёвке (каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка).

 

IMG 20180306 173452

 

Мастер-класс: Сенсорная черепаха своими руками

Пособие по застёгиванию пуговиц

Методические рекомендации

Скан-копия рецензии

 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
15.05.2020
17:41
Чернова Ольга Владимировна
Здравствуйте, Оксана Валериановна! Ваш мастер-класс очень интересен для меня, как воспитателя группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Предлагаемые Вами пособия очень актуальны в моей работе, поскольку развитие мелкой моторики детей очень тесно связано с развитием речи. Исследуя пособие "Сенсорная черепаха" хочется отметить: 1. Простоту изготовления - его легко можно изготовить своими силами или силами родителей 2. Яркость, что способно вызвать живой интерес у ребенка и желание играть 3. Функциональность - возможность использовать сенсорную черепаху и как пособие для развития мелкой моторики, и как пособие для изучения цвета, формы, и как игрушку для снятия эмоционального напряжения ребенка - она мягкая, изготовлена из материалов, вызывающих приятные тактильные ощущения, ребенок может с ней обниматься, лежать на ней, гладить и т.д. Пособие по застегиванию пуговиц также представляет большой интерес.Оно оригинальное по замыслу, ориентировано развитию не только на развитие мелкой моторики, но и сенсорное развитие детей, способствует формированию навыка застегивания пуговиц, что является одним важных навыков самообслуживания ребенка. Методические рекомендации, сопровождающие пособие содержат подробную структурированную инструкцию по применению данных пособий, что позволяет использовать их в повседневной практической деятельности педагогов.
ответить
05.11.2019
01:32
Ложкова Елена Вадимовна
Здравствуйте! Очень интересный мастер-класс! Ваш опыт по развитию мелкой моторики интересен тем, что не нужно специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. А дети любят играть с бытовыми предметами, нужно только направить их фантазию в нужное русло.
ответить
11.08.2019
01:17
Потапова Марина Вячеславовна
Как здорово!!! Возьму на заметку, пока только прищепки применяла и мозаику! С пуговицами очень понравилось. Уже скорее хочется применить это. Нужно подготовить дид. материал)))) Спасибо за идеи!!!
ответить
30.05.2019
19:05
Покатилова Наталия Олеговна
Здравствуйте Оксана Валериановна! Ваш мастер-класс мне очень понравился т.к. развитие мелкой моторики очень тесно связан с развитию речи. Я думаю этот мастер-класс буден полезен не только воспитателям с опытом работы, но и начинающим педагогам и родителям.
ответить
01.05.2019
17:52
Стефанова Анна Владимировна
Здравствуйте Оксана Валериановна. Ваша работа меня заинтересовала, развитие мелкой моторики. на мой взгляд, это пропуск в будущее школьника начальной школы. Я учитель в старшей школе, конечно на своих уроках, я уже не развиваю моторику у ребят. Но я еще и мама маленького сына, который учится во втором, классе. Мы дома воспользовались вашей методикой и в виде игры попробовали сами с сыном воспользоваться вашими советами. Ребенку очень понравилось. Кроме того, мы в своей школе участвовали в конкурсе поделок из нестандартного материала. Мы выбрали пуговицы, разного размера, разной фактуры. В нашей поделке около 500 пришитых пуговиц. Мой сын не только научился пришивать пуговицы, но и вдергивать нитку в иголку, завязывать узелок, все это помогло ему увеличить скорость чтения и более красиво писать в рабочих тетрадях.А сейчас мы учимся вышивать и хотим участвовать в проекте "Работа мамы и сына". Ваши советы помогли развитию творческого потенциала у моего младшего сына - школьника. Спасибо.
ответить
30.03.2019
21:47
Вишнякова Светлана Борисовна
Здравствуйте Оксана Валериановна! Новое, нестандартное всегда привлекает детей и лучше запоминается. Ваша замечательная сенсорная черепашка как раз и является такой игрой, которая может заинтересовать ребенка и долгое время удерживать его внимание. А мы, как педагоги, можем в это время решить, незаметно для ребенка, поставленные те или иные педагогические задачи. Ни для кого не секрет, что современных детей трудно удивить. А Ваши пособия очень интересны своей оригинальностью с одной стороны, и незаменимы для ребенка в развитии мелкой моторики рук и речи впоследствии, с другой стороны. Современный человек старается облегчить себе жизнь во всем и уже одежду и обувь с крючками, шнурками и даже пуговицами, заменяет на более быстрые приспособления, что отрицательно влияет на развитие мелкой моторики современных детей. Считаю, что ваши нестандартные игры помогают нам педагогам и дают поле для творчества. Желаю удачи Вам и успехов в развитии!
ответить
31.01.2019
20:21
Михеева Лариса Петровна
Здравствуйте. Вы познакомили нас с интересным материалом по развитию мелкой моторики и психических процессов. Очень интересная черепашка и пособие для застегивания цветов - пуговиц. Обязательно последую вашей инструкции и изготовлю подобные. Я думаю, что они заинтересуют любую категорию детей, как детей норма, но и особенно у детей "группы риска" способствуют формированию сенсорного развития, усидчивости, внимания, мелкой моторики и речи. Спасибо!
ответить
16.01.2019
19:36
Николайченко Марина Геннадьевна
Здравствуйте, согласна с вами, что современным детям "трудно" научиться работать своими ручками. Конечно, это связано и с техническим прогрессом, а также часто встречаются родители, которые чрезмерно опекают своих деток и, буквально, все делают за них. И нам, педагогам-дошкольникам, приходится искать различные приемы и методы для развития мелкой моторики. И ваша чудесная сенсорная черепаха тому подтверждение. Яркая, аккуратно сшита, многофункциональная - замечательная! Спасибо, что находите время, силы и создаете своими руками такие замечательные развивающие игрушки!
ответить
11.10.2018
15:01
Зайцева Раиса Сергеевна
Добрый день. Хотелось бы оставить положительный отзыв на представленный мастер-класс. Думаю, что представленный опыт работы будет полезен для педагогов дошкольных учреждений, а так же для родителей маленьких детишек. Особенно хочется отметить сенсорную черепаху, которая решает не только образовательные задачи, но и просто интересна детям для игры. Спасибо! Обязательно буду применять представленный опыт на практике.
ответить
20.09.2018
20:46
Пономарёва Светлана Викторовна
Оксана Валерьевна, доброго времени суток! Уже ни укого не вызывает сомнения тот факт, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, так как в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Кант писал, что «Рука – вышедший наружу мозг».Полностью согласна с тем, что развитием мелкой моторики необходимо заниматься регулярно. Считаю, что Ваш мастер-класс будет полезен не только педагогам дошкольных организаций, студентам педагогических специальностей, но и родителям с целью просвещения по данной проблеме.
ответить
18.04.2018
14:05
Коновалова Мария Николаевна
Оксана Валериановна спасибо за опыт работы!!!!! Мастер класс просто замечательный, а черепашка очень милая!!!! Творческих успехов!!!!!!!
ответить
19.04.2018
20:57
Березнева Оксана Валериановна
Добрый вечер, Мария Николаевна! Очень приятно, что Вам понравился мой мастер-класс. Спасибо!
13.04.2018
02:12
Азарова Инна Петровна
Здравствуйте, Оксана Валериановна! Абсолютно с вами согласна, развитие мелкой моторики рук очень важное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Ведь у современных детей очень слабо развиты руки, и мы это ощущаем на занятиях по лепке, аппликации, рисованию и как следствие- страдает речь. Современных детей сложно удивить какими-либо игрушками, а вот игры, изготовленные своими руками (это я заметила из своего опыта работы) вызывают устойчивый интерес и желание играть. В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой и общей моторики рук, развитию речи у детей в целом, стараясь работать с пособиями, изготовленными своими руками. Ваш мастер-класс меня очень заинтересовал, обязательно использую отдельные элементы в своей работе. Спасибо за подробную инструкцию. Творческих Вам успехов!
ответить
14.04.2018
10:55
Березнева Оксана Валериановна
Здравствуйте, Инна Петровна. Спасибо за отзыв. Рада, что материалы моего мастер-класса могут пригодиться Вам в работе. Желаю творческих успехов!
09.04.2018
22:14
Лисовская Татьяна Ивановна
Здравствуйте, Оксана Валериановна! Прежде всего хотелось бы Вас поблагодарить за Ваш творческий труд, умелые руки и неравнодушное отношение к развитию Ваших подопечных. Очень многие знают о практическом значении использования сенсорных игрушек, но не многие делают их своими руками для своих воспитанников. Отдельное спасибо за подробнейшие инструкции по изготовлению Сенсорной Черепахи и пособия по застёгиванию пуговиц. Поскольку материал опубликован на официальном сайте федерального учреждения высшего образования, позвольте посоветовать Вам: добавить пробел между словами «дошкольного возраста» в теме мастер-класса; добавить пропущенную букву в отчестве автора; удалить разрывы в словах пояснительной записки; на фото установить ссылки для того, чтобы при необходимости можно было увеличить изображения. Ещё раз, спасибо за предоставленный Мастер-класс! Успехов Вам!!!
ответить
11.04.2018
08:12
Березнева Оксана Валериановна
Здравствуйте, Татьяна Ивановна. Большое спасибо Вам за отзыв. И отдельное спасибо за очень внимательное изучение представленного мною материала и ценные советы, которыми я воспользовалась (несколько раз просматривала материал и не обращала внимания). Спасибо!
03.04.2018
07:45
Волкова Елена Валентиновна
Здравствуйте, Оксана Валериановна! С большим интересом просмотрела Ваш мастер- класс. Очень важно, что Вы даёте рекомендации по использованию пособия. Ваш мастер-класс будет интересен не только воспитателям, но и учителям младших классов, так как развитие мелкой моторики является очень важным для развития коммуникативной компетенции учащихся.
ответить
09.04.2018
20:51
Березнева Оксана Валериановна
Здравствуйте, Елена Валентиновна. Рада, что мастер-класс Вас заинтересовал. Соглашусь с Вами, что развитие мелкой моторики актуально и в школе, так как не все родители обращают на это внимание, пока ребёнок маленький. Спасибо за отзыв.