Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников

Макарова Наталья Куприяновна, учитель начальных классов

МБОУ «Парбигская СОШ им. М.Т. Калашникова»

Уважаемые коллеги!

   На станицах мастер-класса представляю материалы, которые, надеюсь, вам будут полезны и интересны. Это пособие в первую очередь адресовано педагогам, работающим по УМК «Школа России». Помимо этого, данную идею, форму могут использовать учителя, преподающие другие учебные предметы. Надеюсь, что предложенные мной материалы будут вам полезны.

Пояснительная записка


   Пособие «Диагностические карты по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и проектной деятельности» состоит из двух разделов и содержит карты для учителя и для обучающихся. В первом разделе карты систематизированы по классам, предметам и по адресатам. Содержание карт по предметам одинаково и для учителя, и для обучающихся. Отличие заключается в том, что у учителя сводная карта на весь класс, у обучающихся индивидуальная. Диагностические карты содержат все запланированные темы контрольных, проверочных и проектных работ по указанным предметам с первого по четвёртый класс. Учитель вправе менять указанные темы, убирать или добавлять свои.
Цель пособия: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных результатов.
Задачи:
• анализировать и определять уровень достижения предметных результатов и уровень сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения;
• отслеживать индивидуальную динамику продвижения обучающихся;
• формировать рефлексивное отношение обучающегося к учению и личностному смыслу учения;
• обеспечить обратную связь ученик-учитель, ученик-родитель, родитель-учитель.

  Данная форма фиксации результатов выполнения проверочных и диагностических работ позволяет обучающимся и их родителям:
 - быть в курсе того когда, какие и как были выполнены эти работы;
 - отслеживать, пересдал ребёнок в обязательном порядке «2» или по желанию «3», и «4»;
 - ориентироваться в том, какую тему надо повторить и над чем поработать;
 - видеть результаты обучения по контрольным точкам;
 - сравнивать результаты, полученные в начале, в середине и конце учебного года.

Работа с картами позволяет обучающимся:
 - повысить учебную мотивацию;
 - развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
 - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 - осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 - устанавливать причинно-следственные связи;
 - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
 - работать с информацией, представленной в форме таблицы.

Учитель, работающий с данными картами, получает возможность:
 - видеть результаты всего класса;
 - вовремя отслеживать и фиксировать все изменения, связанные с выполнением проверочных и других работ;
 - отслеживать индивидуальные достижения каждого ребёнка, наглядно демонстрируя его результаты;
 - фиксировать итоги и иметь данные для дальнейшей работы с обучающимися;
 - всегда иметь под рукой все результаты проверочных работ;
 - использовать данные для анализа своей работы и при разговорах с родителями.

 

Методические рекомендации

    Учитель прикрепляет карты в конце дневника каждому обучающемуся. В конце учебного года заполненные карты помещают в Портфолио в соответствующий раздел.
    Обучающиеся в начале урока, на котором планируется соответствующая работа, указывают дату, после выполнения оценивают, ставя отметки в графу «Самооценка». После проверки, вписывают отметку учителя. В графе «Пересдача» отметка выставляется учителем после переделанной работы.
    Во втором разделе представлены диагностические карты, которые заполняет только учитель. Это сводная карта предметных и метапредметных результатов для обучающегося за период с первого по четвёртый класс. Она в конце каждого учебного года дополняется новыми сведениями и заменяет предыдущую карту в Портфолио обучающихся. В конце обучения прикладывается как приложение к характеристике выпускника, показывая его результаты обучения.
   Диагностические карты – достаточно удобная форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения полученных результатов.

 

Методические и дидактические материалы

Презентация "Диагностические карты"

Диагностические карты по русскому яз«ыку, литературному чтению, математике, окружающему миру и проектной деятельности


Скан-копия рецензии

Рецензия 

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
01.03.2018
22:16
Белова Ирина Дмитриевна
Добрый вечер, Наталья Куприяновна. Интересная и трудоемкая, но бесспорно, очень нужная работа. В начальной школе система оценки должна быть направлена на решение важной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Ваше пособие позволяет рассматривать систему оценки как комплексный подход к оценочной деятельности. Желаю успехов!
ответить
02.03.2018
21:21
Макарова Наталья Куприяновна
Ирина Дмитриевна, добрый вечер! Спасибо за отзыв. Работа, действительно трудоёмкая и необходимая. В этом году не сразу прикрепила таблицы, и когда дети увидели результаты своих проверочных и контрольных работ, то посыпались вопросы: когда можно пересдать, за что у меня "2" или "3" и т.п. Этот вариант карт считаю очень информативным и иллюстративным.
25.02.2018
14:25
Малец Галина Петровна
Здравствуйте, Наталья Куприяновна. Интересный мастер-класс, спасибо. На каждого обучающегося разработать карты, в течении года делать диагностику, полученные результаты внести в карты это большая работа. Только творческий и заинтересованный в успехе своих обучающихся преподаватель, готов тратить столько времени и усилий.Попробую воспользоваться картами на своем предмете. Еще раз спасибо.
ответить
27.02.2018
19:02
Макарова Наталья Куприяновна
Галина Петровна, добрый вечер! Спасибо за отзыв. Буду очень рада, если моя работа вам пригодится.
08.02.2018
18:02
Лазарева Светлана Викторовна
Добрый вечер, Наталья Куприяновна. С интересом познакомилась с Вашим мастер-классом. Тема оценивания и самооценивания мне очень интересна и близка. В течении нескольких лет занимаюсь инновационной работой в составе региональной ПТГ по внедрению стратегии формирующего оценивания при обучении иностранному языку. Созданные Вами диагностические карты говорят о колосальной, трудоемкой работе, которую Вы провели. Вашим ученикам очень повезло с учителем! Ведь только педагог заинтересованный в успехе своих учеников готов так творчески подходить к организации контрольно-оценочной деятельности. Советую Вам включить в свою работу такой формат самооценки, как чек-листы. Создавать чек-лист можно как по отдельному уроку, так и по целому разделу, модулю. Познакомиться с такой формой самооценки можно на моем мастер-классе. Желаю Вам дальнейших успехов!
ответить
25.02.2018
16:07
Лазарева Светлана Викторовна
Наталья Куприяновна,здравствуйте. Очень приятно, что мой отзыв оказался Вам полезен. Чек-листы размещены в приложении в моем мастер-классе "Применение стратегии формирующего оценивания и скаффолдинга на учебных занятиях." Рада буду поделиться данным форматом оценивания.
10.02.2018
14:15
Макарова Наталья Куприяновна
Светлана Викторовна! Спасибо за такой замечательный отзыв. С вашей работой "Индивидуальный план профессионального развития учителя" я уже знакома. Её содержание сразу привлекает внимание. Это очень чёткий, логичный, удобный, информативный вариант работы над самообразованием, поэтому я сразу скачала его в свою копилку интересных находок. Вы мне советуете включить в свою работу такой формат самооценки, как чек-листы, но я не нашла вашу работу, где они представлены. Мне было бы интересно познакомиться с этим видом работы.