Использование интерактивных образовательных технологий для повышения мотивации обучения

Беззубенко Светлана Анатольевна, учитель географии высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №19 г.Томска

depositphotos 62059749 stock photo man with a ship steering

В условиях обновления всех сфер общества, гуманизации и демократизации системы образования особенно важным становится внимание к личности в процессе обучения, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся, обеспечение формирования важнейшей компетенции личности – умения учиться. Следуя потребностям современного общества, обучающимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях. На такой результат направлена модернизация российского образования, ФГОС основного общего образования. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов.

Формирование функциональной, естественнонаучной грамотности, оценка овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками являются объектами мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA). Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса в школе в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом является широкое использование в учебном процессе системно-деятельностного подхода, активных и интерактивных форм обучения. Поэтому задача учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – становлению и развитию личности ребенка в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Анализ использования современных образовательных технологий показывает, что интерактивная, игровая и информационно-коммуникационная технологии являются эффективными инновационными технологиями, которые значительно повышают уровень активности и самостоятельности обучающихся, внутреннюю мотивацию школьников, учат работать в команде, развивают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, позволяют направить усилия учеников на достижение значимого для них результата.

Для мотивации успешности школьников я разрабатываю разные формы уроков географии с применением интерактивных образовательных технологий и ЭОР (электронных образовательных ресурсов):

  • «Морской бой» по теме «Великие путешественники» для 5-9 классов;
  • урок-соревнование «Литосфера» для 6 класса,
  • уроки-путешествия «Гидросфера» для 6 класса, «Геотропа» по теме «Природа России» для 8 класса;
  • «Что? Где? Когда?» по теме «Страны Азии» для 11 класса;
  • «Своя игра. География материков» для 7 класса.

chgk litos darts pole

Использование интерактивных технологий повышает качество знаний, стимулирует творческие процессы, содействует развитию интереса к учению, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, способствует разрядке напряженности и психологической устойчивости. Интерактивные дидактические игры по географии имеют чётко поставленную цель обучения и результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Наиболее эффективной разработанной и апробированной формой уроков с применением интерактивной, ИКТ и игровой технологий являются уроки обобщающего повторения по географии материков в 7 классе. Для этих уроков созданы ЭОР «Своя игра. География материков». Медиа-игры содержат контрольно-диагностический материал по географии материков и выполнены в форме мультимедийных презентаций. В ходе игры школьники самостоятельно выбирают тему и сложность вопроса, что позволяет каждому ученику побывать в ситуации успеха. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Главная цель использования интерактивных ЭОР – создание благоприятных условий для развития метапредметных знаний и умений, мотивации успешности школьников, закрепление, обобщение и систематизация знаний обучающихся о природе и населении материков на основе использования интерактивных, ИКТ и игровой технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать целостную картину мира в сознании обучающихся;
  • закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о природе и населении материков;
  • формировать информационную культуру и компетентность обучающихся;
  • способствовать эффективному усвоению учебного материала;

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;
  • стимулировать учебную мотивацию и интерес обучающихся к предметам: география и информатика;
  • отрабатывать навыки работы с тематическими картами, с текстом;
  • развивать географическое мышление, устную речь, память, логику и внимание;
  • развивать навыки рефлексии, анализа, критичности мышления и самооценки у обучающихся;
  • развивать готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства прекрасного на основе знаний об окружающей природе;
  • повышать уровень активности и самостоятельности обучающихся;
  • содействовать воспитанию навыков индивидуальной и коллективной работы.
  • формировать у обучающихся умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Уроки обобщения знаний в форме «Своей игры» с использованием интерактивных ЭОР важны для обучающихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения. Практически все школьники оказываются вовлеченными в процесс познания. Важно, что они понимают и рефлексируют по поводу того, что знают и думают. Такое взаимодействие обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Учащиеся развивают монологическую устную речь, вырабатывают навыки коллективной работы, взаимной оценки, учатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений. Общение школьников в игровых ситуациях даёт им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, усиливает мотивацию к успешной учебной деятельности. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (анимация, звук, качественные иллюстрации, интерактивные задания) процесс обучения становится более эффективным и интересным. Информационно-коммуникативные технологии значительно экономят время на уроке, повышают уровень наглядности в ходе обучения, оживляют учебный процесс.

Учащиеся с удовольствием включаются в работу по подготовке игр, сами становятся игротехниками. У них развивается и реализуется творческий потенциал, формируются навыки коллективной работы. При подготовке к урокам обобщающего повторения учащиеся самостоятельно составляют задания по материкам, океанам, природным зонам, придумывают конкурсы, в сети Интернет находят иллюстративный и дополнительный материал к уроку, создают свои электронные версии игры («Страны мира», «Природа России», «Природные зоны материков»).

Использование интерактивных технологий повышает мотивацию обучения, имеет практическую и продуктивную направленность, развивающую эмоциональный, интеллектуальный, смыслотворческий опыт учащихся, ведет к снижению трудозатрат обучающихся и учителя.

Морской бой "Великие путешественники"

Своя игра "Австралия"

Инструкция по разработке и использованию интерактивной игры в Power Point на примере «Своей игры»

Скан-копия рецензии

  • Для того, чтобы добавить отзыв Вам необходимо авторизоваться. Если вы не зарегистрированы, то Вам необходимо пройти регистрацию, а затем вернуться на эту страницу.
08.02.2018
17:44
Лазарева Светлана Викторовна
Светлана Анатольевна, добрый день. Большое спасибо за содержательный мастер-класс! Совершенно согласна с Вами, сейчас применение интерактивных технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала, делает урок интересным для учеников. Если обучение становится интересным, то повышается мотивация учеников, растет общая эффективность образовательного процесса.Сейчас практически все кабинеты школ оснащены интерактивными досками,а педагог с их помощью может взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия. Ваша инструкция по созданию игры помогает намного упростить процесс творчества и экономит время. Хочу отметить грамотное и доступное изложение материала. Спасибо еще раз за Ваш труд. Творческих успехов!
ответить
07.02.2018
18:38
Капишникова Галина Фёдоровна
Светлана Анатольевна, вот теперь получилось, скачала Ваши разработки и посмотрела! Все выполнено на высоком уровне, обязательно попробую сделать по Вашему образцу "Морской бой" по какой-нибудь теме, такой вид игры я еще не делала! "Своя игра" по Австралии получилась очень познавательной, ведь материк интересный, но часов на его изучение маловато отводится, а в таком виде школьникам и запомнится материал лучше, и интерес возрастет. Я бы с удовольствием познакомилась и с другими Вашими разработками, которые вы привели здесь в виде изображений титульных слайдов, если это возможно. Хочется Вам порекомендовать познакомиться с моей подобной разработкой "Эрудиты планеты Земля" (тоже в формате "Своей игры"), которая опубликована здесь же на сайте https://planetatspu.ru/publications?p=8 . Спасибо Вам и дальнейших творческих успехов!
ответить
07.02.2018
10:35
Капишникова Галина Фёдоровна
Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Очень понравился Ваш мастер-класс! Согласна с Вами, что интерактивные ЭОР повышают мотивацию школьников к обучению и способствую эффективному усвоению учебного материала. Действительно, игры или другие интерактивные задания помогают ученикам в учёбе, делают её интересной, увлекательной, запоминающшейся. Я также использую такие авторские разработки на уроках географии. Кроме этого, учащимся интересно самим создавать различные проекты в виде интерактивных презентаций, что мы и осуществляем в проектной деятельности. Очень хотелось посмотреть ваши разработки, но, к сожалению, они не открываются и не доступны для скачивания (может быть, это только у нас ввиду небольшой скорости интернета!). Инструкция открылась, хочу отметить. что она будет очень полезна тем педагогам. которые пока не умеют пользоваться такими инструментами презентации. Спасибо за информативный и практически значимый мастер-класс!
ответить
07.02.2018
14:48
Беззубенко Светлана Анатольевна
Галина Федоровна, спасибо за высокую оценку мастер-класса. Ссылки на игры исправила, попробуйте скачать еще раз.
05.02.2018
20:35
Макарова Наталья Куприяновна
Добрый вечер, Светлана Анатольевна! Мотивация, действительно, очень важна в нашем трудном, но важном деле.Спасибо за пошаговые инструкции. Всё легко и понятно. Я раньше только пользовалась подобными презентациями, теперь есть возможность самой создать игру.
ответить